Этикет
Большинство риелторов жалуется на отсутствие этикета у клиентов. Рассказывает Елена, риелтор по аренде квартир:
«Большинство наших соотечественников не знают, что такое телефонный этикет. Одни не здороваются и не прощаются, другие перекрикивают и говорят без остановки. А самое раздражающее — ночные звонки, такими я считаю звонки с восьми вечера до девяти утра. В первые несколько лет работы я по наивности поднимала трубку, потом стала включать автоответчик на ночь. Пришла к выводу, что и такой подход неправильный. Перезваниваю клиентам утром, и более половины не помнят, куда и зачем звонили. Это были разговоры глухого со слепым. Сейчас рабочий телефон я просто отключаю на ночь. Коллеги и начальство мой личный номер знают».
Хамство
Хамство - еще одно распространенное явление во всех сферах нашей жизни. Рассказывает агент по недвижимости Ирина:
«Все вокруг говорят, что риелторы - хамы. А про то, как клиенты хамят, все молчат. Самое распространенное явление – это когда покупатель приходит смотреть квартиру и с порога начинает критиковать ее, называя сараем, бараком и т.п. Понятно, так они рассчитывают на скидку, вот только подобные номера не срабатывают, большинство продавцов не желает иметь дела с такими покупателями, и я их понимаю».
Обман
Бытует мнение, что большинство риелторов – аферисты, но то, что нередко покупатели и продавцы любят нажиться на чужом труде, все молчат. Богдан, частнопрактикующий риелтор:
«Всех клиентов нужно любить, даже тех, у кого не все в порядке с головой. Ну, а что — этим людям тоже дома нужны. Идеальных людей не бывает, а я по долгу службы должен всех любить. И когда я с ними со всей душой, показываю десятки объектов покупателям и нахожу клиентов продавцам, а они за моей спиной договариваются, этих бы я розгами лупил».
Не знают, чего хотят
Еще одно распространенное явление – клиенты, которым нужна просто квартира, лишь бы крыша над головой была. Марина, риелтор в крупном агентстве:
«Раздражают те, у которых нет жестких требований. Район значения не имеет, и станция метро рядом не интересует, да хоть в лесу квартира, а когда до дела доходит — появляется вал претензий, странных и нелогичных. Почему этаж шестой, а не пятый, почему соседи - не профессора с академиками, а есть ли рядом студия йоги?».
Туристы
У риелторов есть категория клиентов, которых на своем сленге они называют «Туристами». Иван, частнопрактикующий риелтор:
«Среднестатистический клиент смотрит в среднем около семи объектов и в итоге останавливается на одном. А есть такие клиенты, которые ходят и смотрят, но покупка квартиры не входит в их планы. Это как с незамужней девушкой, которая вроде хочет замуж, с одним встречается, с другим, но до брака дело не доходит — не потому, что не за кого замуж выходить, а потому что не знает, чего хочет. Вот такие ребята тоже годами ищут квартиру. Как правило, у этих людей уже есть жилье, и они вроде хотят купить еще одну квартиру, или не хотят, словом – не знают, что им нужно. К сожалению, таких клиентов сложно распознать сразу».
Неадекватное поведение продавцов
Насколько быстро удастся продать квартиру, во многом зависит и от поведения продавцов. Вячеслав, риелтор с пятилетним стажем работы:
«Порой раздражает поведение некоторых собственников во время показа квартиры. Есть такие продавцы, которые набрасываются на покупателя с объятиями, приглашают за стол, рассказывают небылицы из жизни. А есть и противоположный тип – это те, которые сидят с недовольной миной, а на лбу написано: «Смотрите, холопы, мои хоромы барские, только по коврам не ходите». К сожалению, многие люди не умеют себя адекватно вести, а это важно при продаже».
Желание купить дешевле
Каждый человек хочет купить квартиру дешевле, но часто эти требования далеки от реальности. Рассказывает частный риелтор Юрий:
«Был у меня недавно клиент, хотел трехкомнатную квартиру в центре Казани за два миллиона. Злился, когда я не смог показать ему ни одного варианта. Еще хуже - написал отрицательные отзывы в социальных сетях. Знаю, что в итоге он купил желаемую квартиру, но в ипотеку».
Все зависит от клиентов
Бывалые риелторы говорят, что то, насколько быстро удастся купить или продать квартиру, в основном зависит не от риелтора, а от клиента. Адекватные запросы и нормальное поведение – это залог успеха. Рассказывает владелец риелторского агентства Анастасия:
«Я уже двадцать лет в этом бизнесе. Странных клиентов встречала не раз. Был случай, когда покупателя устраивало абсолютно все, но он настаивал на том, чтобы улицу переименовали – неблагозвучный, мол, адрес выходит. Еще один похожий был случай – покупатель просил светофор ближе к дому перенести. А к негативным отзывам в социальных сетях я уже давно привыкла. Только эти комментаторы не знают, что риелторы общаются друг с другом, и иметь дела с такими людьми в будущем никто не захочет. За двадцать лет я обросла метровой броней, меня давно никто не раздражает, если клиент не нравится, я ему отказываю в своих услугах. Психически нездоровых вижу за километр, а кидал — за все три. Тем, кто быстро раздражается, я такую работу не советую».