Несовершенство нормативной базы, регулирующей порядок предоставления и распоряжения материнским капиталом, вызывает волну судебных исков, связанных с оспариванием сделок с недвижимостью.
С 2007 года семьи, в которых рожден или усыновлен второй (или последующий) ребенок, вправе получить материнский капитал. Размер госсубсидии периодически индексируется, и в 2013 году он составляет 408,9 тыс. руб. Эти средства можно потратить на улучшение жилищных условий (покупку квартиры или дома, строительство жилья, погашение ипотечного кредита). Средства перечисляются территориальным органом Пенсионного фонда РФ в безналичном порядке на указанный в договоре купли-продажи банковский счет продавца.
По закону, приобретенное с помощью материнского капитала жилье должно быть оформлено в общую собственность родителей и детей с указанием размера долей. Однако это правило соблюдают отнюдь не все получатели материнского капитала.
Во-первых, потому что не всегда возможно выделить долю в приобретаемом объекте недвижимости, например, если средства вложены в долевое строительство. Право собственности на жилье в этом случае возникает только после ввода дома в эксплуатацию. Требование о распределении долей не соблюдается и в том случае, если помимо материнского капитала покупка финансируется через привлечение ипотечного кредита. Банки избегают оформления заложенных квартир в собственность несовершеннолетних, поскольку для кредиторов это чревато проблемами при реализации жилья в случае дефолта по займу. В этом случае для совершения любой операции потребуется санкция органов опеки и попечительства, несовершеннолетним детям придется предоставить другое жилье, соответствующее их доле в продаваемом объекте, либо компенсировать ее стоимость.
Во-вторых, многие получатели материнского капитала действуют умышленно — с тем чтобы поскорее перепродать недвижимость, не обременяя ее правами несовершеннолетних и не преодолевать все вытекающие из этого процедурные сложности.
В том и другом случае получатель материнского капитала предоставляет в Пенсионный фонд нотариально заверенное обязательство оформить жилье в собственность детей в течение 6 месяцев с момента совершения сделки (либо сдачи новостройки в эксплуатацию, снятия обременения по ипотеке после оплаты последнего взноса). Однако проблема состоит в том, что эффективной системы контроля за выполнением этого обещания государством не создано.
Нормативные документы, регулирующие право граждан на материнский капитал, не обязывают Пенсионный фонд контролировать выполнение гражданами обязательств по оформлению приобретенного с помощью субсидии жилья в общую собственность получателя сертификата, его супруга, детей и иных совместно проживающих с ними членов семьи с определением долей по соглашению. В то же время как государственные органы (Пенсионный фонд, прокуратура, органы опеки и попечительства), так и обделенные получателем сертификата родственники могут выдвинуть претензии в любой момент и оспорить сделку с недвижимостью в суде. При этом сроки исковой давности для детей, которые на момент сделки были несовершеннолетними, составляют 3 года с момента достижения ими 18 лет (для остальных членов семьи — 3 года с момента, когда они узнали или могли узнать об ущемлении своих прав).
При самом неблагоприятном раскладе сделка может быть расторгнута с невнятными перспективами возврата денег добросовестному покупателю. Подобные прецеденты уже имеются. Например, в июле этого года в Оренбурге по иску прокуратуры признана недействительной сделка купли-продажи дома, который был приобретен на средства материнского капитала, но не оформлен в общую с детьми собственность и впоследствии перепродан. Суд расторг сделку и обязал ответчицу зарегистрировать право собственности на детей.
Во избежание подобных сюрпризов я рекомендую проводить
комплексную проверку любого объекта недвижимости — выяснять историю перехода
прав, источники финансирования предыдущих сделок, включая возможность
привлечения средств материнского капитала. Стоит уделить внимание и личности
контрагента — получить максимум информации о его семейном положении, количестве
детей и т. п. Если в ходе проверки всплывут подозрительные обстоятельства
(например, обнаружится, что для приобретения жилья использовались средства материнского
капитала, однако «детская» доля не выделена; происходила частая смена
собственников за короткий отрезок времени), от покупки такой квартиры лучше
отказаться либо убедить продавца завершить все необходимые процедуры до
совершения сделки.
Олег Сухов, член Адвокатской палаты Москвы, глава "Юридического центра адвоката Олега Сухова".