Реклама «в законе», или Снимите это немедленно!

21.10.2013 15:40
Рекламные конструкции на стенах жилых домов, иногда размером чуть ли не с само здание – реалии наших дней. Какая реклама на многоквартирном доме законна, а какая нет? «Казанская недвижимость» разбиралась в вопросе на конкретном примере.

Определимся сразу: в соответствии с Жилищным кодексом, любые рекламные конструкции на фасаде дома, в подъезде или в лифте можно установить только при согласии собственников 2/3 помещений в нём.

При этом федеральный закон «О рекламе» и Положение о порядке размещения средств наружной рекламы на территории Казани гласят: при установке «наружки» требуется получение разрешения муниципального органа. Все эти документы находятся на официальном сайте мэрии Казани в открытом доступе, и с ними может ознакомиться любой желающий. Для более детального «разбора полетов» обратимся к примерам.

Проблемы казанцев с ул. Татарстан

В конце прошлого года жители одного из домов по ул. Татарстан в Казани обратились в мэрию с жалобой: на фасаде их дома уже несколько лет имелась наружная рекламная конструкция размером аж с 7 этажей – с седьмого по четырнадцатый. По словам жильцов, никакого собрания не проводилось, и их согласия на установку никто не спрашивал. Масла в огонь негодования людей подлил следующий факт: в один «прекрасный» день на конструкцию установили подсветку, которая горела с 18.00 до 2 часов ночи. О спокойном сне жителям с тех пор можно было забыть. Управляющая же компания утверждала: с рекламной компанией заключен договор на основании выданного ей исполкомом Казани разрешения. При этом собственником рекламной конструкции в разных документах значились фирмы с разными названиями.

После всех перипетий и выяснений обстоятельств,  мэрия вынесла вердикт: реклама установлена самовольно, владельцу вынесено предписание о ее демонтаже. Однако и тогда убирать конструкцию с фасада жилого дома никто торопиться не стал. Поэтому материалы были направлены в суд.

 «Левые» баннеры и щиты – долой

В соответствии с Жилищным кодексом России (ЖК РФ), любая установка и эксплуатация рекламных конструкций с использованием общего имущества в многоквартирном доме может осуществляться только на основании общего собрания собственников. Причём своё согласие на размещение рекламы должны дать владельцы не менее  2/3 помещений. Это касается и конструкций на крышах, и баннеров на фасадах, и рекламных щитов на стене перед подъездом, в самом подъезде и в лифте.

Если реклама установлена без согласия собственников, то все подобные конструкции управляющая компания или ТСЖ обязаны убрать. Иначе жители вправе обращаться в жилинспекцию или в суд.

Кстати, часто щиты, установленные в подъездах и лифтах, по документам считаются «информационными стендами», где должны размещаться официальные данные от УК или ЖЭУ, информация о мерах противопожарной безопасности и т. д. А на деле большую часть места на этих щитах часто занимает реклама. С точки зрения жилищного законодательства, подобная подмена понятий ровным счётом ничего не меняет. Если собственники против – такие щиты управляющая компания тоже должна убрать. 

Плюсы от рекламы

Между тем, размещение рекламы на некоторых домах может принести довольно ощутимую пользу собственникам жилья.

Можно, например, разделить доходы от размещения рекламы между всеми собственниками общего имущества пропорционально долям помещений в доме, которыми они владеют. Это разрешено в соответствии со статьёй 248 ГК РФ. Также можно, по решению общего собрания, направить поступления от рекламы на содержание и ремонт дома или на оплату коммунальных услуг за так называемые общедомовые нужды. 

Согласно ЖК РФ, давать или не давать согласие на размещение рекламных конструкций с использованием общего имущества дома – исключительная прерогатива общего собрания собственников помещений. Любой другой порядок незаконен.

Само решение должен подтвердить протокол общего собрания. Кстати, на общем собрании ещё желательно принять решение о том, кто будет заключать договор на размещение рекламы от имени собственников. Это может быть УК или ТСЖ, а может быть, например, один из жителей. Как подчеркивают юристы, в ином случае заключение договора будет сопряжено с очень большими юридическими трудностями.

Самозащита от нарушителей

Вернемся к примеру с казанским домом. Как выяснилось, даже если собственники рекламной конструкции не собираются добровольно ее демонтировать, жильцы могут самостоятельно избавиться от надоевшей рекламы, причем на законном основании.

По словам Рамиля Муллина (во время описываемых событий, в начале 2013 г. он занимал должность начальника казанского Управления административно-технической инспекции – прим. редакции), в случае установки рекламной конструкции путем самовольного присоединения к чужой собственности допускается самозащита права собственности. Иными словами, жильцы как собственники недвижимого имущества имеют право устранить конструкцию, даже не обращаясь в суд. На это имеется постановление Президиума Высшего Арбитражного суда  №8263/10. Рекламную конструкцию при этом разрешается удерживать до возмещения расходов, понесенных по демонтажу.

 

Алена Мартынец, Kazned.ru (в статье использованы мат-лы издания «Квадратъ»)

 

Похожие статьи

comments powered by HyperComments

Последние статьи

С тем, что застройщик не соблюдает первоначально установленные сроки сдачи дома, к сожалению, некоторым дольщикам сталкиваться приходится. Как действовать в этом случае и изначально минимизировать риски?
9 часов назад
Можно ли найти подход к любому клиенту? Да, но для этого нужно разбираться в людях и знать хитрости общения.
3 дня назад
Какие государства наиболее «дружественны» к людям пенсионного возраста, и на каких условиях пенсионеры с разным бюджетом могут комфортно переехать в другую страну?
4 дня назад