Взяв штурвал «Татстройинвеста» в свои руки 7 лет назад, Руслан Гисматуллин уже через пару лет получил крупный федеральный заказ и вывел компанию в десятку самых успешных на местном рынке. Сегодня «Татстройинвест» - девелоперский холдинг с полным циклом производства, что, по словам его руководителя, во многом облегчает существование в бизнесе.
Репутация – главный двигатель
Определившись с главным направлением в своем бизнесе – строительством коммерческого жилья, команда под управлением Гисматуллина делает успешный ход. После выигрыша крупного федерального тендера, «Татстройинвест» зарабатывает себе определенный статус и тут же получает новый заказ такого же уровня.  

- Тяжело было зайти на рынок и развернуться в таких объемах?
- Я пришел в компанию в 2006 г. Тогда уже у «Татстройинвест» была трехлетняя история существования и какой-то багаж в виде законченного жилья.  Прежняя команда к тому времени по большей части была уже расформирована. Первоначальные наработки компании подошли к логическому завершению, надо было решать, как двигаться дальше. И мы постепенно начали формировать «Татстройинвест» в достаточно крупную компанию, которой он является сегодня. В 2008 г. мы выиграли федеральный конкурс – строительство по программе  улучшения жилищных условий военнослужащих и их семей. И буквально в этот же год шагнули сразу на 6-е место на местном рынке. Мы смогли этот контракт отработать на достойном уровне, и когда наша команда показала свой профессионализм - стало понятно, что нам можно доверять.  В 2010 г. нам было доверена программа жилья для ветеранов, которую мы тоже достойно отработали. В 2011 г., в довольно непростой для строительства посткризисный период, мы буквально мобилизовались, построили 56 тыс. кв. м - и вышли уже на 3-е место на рынке. В тот период мы сделали акцент именно на стандартное жилье. Плюс применили льготы для своих покупателей, договорившись с банками о небольших послаблениях. Одним словом, мы смогли предложить своему клиенту определенные условия, благодаря которым он мог сделать выбор в пользу нашей компании.    

- С какими проблемами пришлось столкнуться на этапах становления?
- Я пришел в «Татстройинвест» в апреле 2006 г., а в июне мы уже сдали все те дома, которые были начаты и строились 2-3 года. Мне пришлось начинать практически с нуля, у нас ничего не было. Хотелось развиваться, стало понятно, что нужно начинать что-то новое. Началось время формирования команды, прогнозирование рынка именно коммерческого строительства, на который была сделана ставка. 2009-11 годы – это время основной наработки. И сейчас, с 12-го года мы пожинаем те плоды, которые были в 2006 г. заложены. Время показало, что направление тогда было выбрано правильно. Считаю, что заслуга в этом не моя личная, а всей команды: мы объединились по интересам, большинство моих коллег  в компании знакомы еще со студенческой скамьи. Мы выпускники строительного института, практически однокашники – оканчивали институт с разницей в 1-3 года, с 1997 по 1999 г. Именно в это время студентам нашего вуза давалась хорошая база. Сейчас, встречая своих однокурсников, вижу: большинство из них нашли себя в строительном рынке, занимают достаточно крупные посты. Таким образом, нам легче сейчас находить общий язык уже в бизнесе. Те знакомства и общение, которые нам дал институт, мы перенесли на производственную площадку.  

- Что представляет собой «Татстройинвест» сегодня?
- Сейчас мы – крупная девелоперская компания, занимаемся услугами строительства не только в качестве застройщика. У нас в подчинении еще компании генподрядчика. Мы замкнули цикл всего производства - от проектирования до реализации продукции, готового жилья. Нам подконтрольны все этапы: оформление всей проектно-разрешительной документации, само строительство, реализация квартир. Думаю, именно поэтому, несмотря на все спады и подъемы  рынка, мы смогли остаться на достаточно высоком уровне. На сегодняшний день оборот компании – почти 2 млрд. В работе сейчас находятся три комплекса. Во-первых, это «Радужный» в поселке Осиново. Заканчиваем пятилетку именно этим комплексом из 17 домов. А на будущий год у нас запланировано уже строительство «Радужный-2». 
Еще один комплекс в работе – в Авиастроительном районе по ул. Лукина - Годовикова. Один дом уже сдается в декабре 2013 г., второй дом строится. Это уже жилье не эконом, а стандарт-класса: индивидуальное отопление, кирпичный дом с хорошей социальной политикой (школа, поликлиника, детский сад, торговый комплекс – в шаговой доступности).  
В активной работе еще один квартал, который мы назвали «Родина». Он находится на пересечении улиц Зорге-Родина. Там будет около 100 тыс. кв. м жилья, он будет включать в себя жилье как стандарт-, так и эконом-класса. Т. е. хотим все свои наработки собрать в этом квартале и предложить на выбор. Прогнозируем хороший спрос, потому что там опять-таки удобная инфраструктура – торговый комплекс, метро, подъездные пути.

Тактику диктует клиент
Руслан Гисматуллин считает: потребитель строительных услуг сильно изменился за последнюю пару лет. И чтобы успешно решать свои задачи, предприниматель должен зондировать почву не только на предмет конкурентов, но и в том, куда движется покупательский спрос.

- Вы легко находите участки под застройку? Есть в Казани проблемы с землей, на которые жалуются некоторые ваши соседи по рынку?
- Кто не хочет работать – ищет причины… Вообще все дело в масштабах. Может быть, для кого-то и 10 га – не земля, а  для кого-то участок в несколько сот квадратных метров – место для постройки одноподъездной многоэтажки – предел мечтаний. Так что судить притязания всех своих коллег по всем сегментам рынка я не берусь. Единственное, что могу сказать: пробиться застройщику со стороны действительно будет сложно - покупатели ему не окажут того доверия, которое уже завоевано местными предпринимателями. Но и с утверждением, что на казанский рынок «чужих не пускают», я не соглашусь. В последнее время и Казань, и республика приглашают строителей на свои объекты, чтобы помочь нам в их возведении. Взять ту же Универсиаду: если бы никого «не пускали», и даже если бы бытовало такое мнение о местном рынке – к нам бы никто не приехал. А на сегодняшний день к нам едут в масштабах всей России. 
      
- Универсиада стала мощным драйвером для строительного рынка. Многие Ваши коллеги предрекают спад отрасли после завершения этого масштабного события. Вы с ними согласны?  
- На сегодняшний день рынок строительства в республике, я вижу,  еще на подъеме: применяются инновации, новые строительные материалы.  И именно Универсиада дала большой толчок в строительстве коммерческого жилья. В возведении новых спортивных комплексов было применено много новых строительных технологий. Часть из них уже была известна,   а части пришлось обучаться. 

- Это как-то сказалось на самом рынке жилья в республике, на потребителях?
- Это подвигло и потребителя начать самообразование в том, что касается качества материалов и работ. Человек сегодня уже более придирчиво относится к качеству покупаемого продукта, в нашем случае – квартир. Покупатель начинает уже выбирать географию, сам комплекс того, что предлагает застройщик. До 2011-12 г. было по-другому, а в посткризисный период люди уже стали менять мировоззрении относительно жилья. В 2013 г. они отказались уже от больших квартир (за 100-200 квадратных метров) и начинают переходить в более обжитой, массовый сегмент – чуть поменьше метражом, т. к. стали считать свои финансовые возможности по оплате ЖКХ . Поскольку  коммунальные услуги постоянно растут в цене, покупатель выбирает не какие-то огромные шикарные квартиры, а вполне земное, реально жилье. Тем более что выбор в республике на сегодняшний день большой. 

- В каком направлении «Татстройинвест» собирается двигаться дальше? Ваш выход на окраины Казани – это часть какого-то определенного плана?
- Мы прозондировали почву и приняли решение: рынок в направлении поселков  Залесный, Осиново, «Радужный» - это перспектива следующих трех лет. Мы зашли в него, начали развиваться, подготовили площадку. Клиент сделал выбор в нашу пользу. Следовательно, не только мы как строительная компания, но и сами люди тоже видят огромную перспективу – Казань уже движется в том направлении. Активно развивается и Авиастроительный район. Его развивает республика – это КАПО, КМПО, вертолетный завод. Ведь не просто так туда проложили ветку метро. И мы смогли найти там свободные площадки для развития своего бизнеса.

Проблемы решаются коллегиально
Главный враг строительного рынка – это бюрократия, считает глава «Татстройинвест». Со всеми остальными проблемами компании, по его словам, удается справиться самостоятельно.

- Осталось ли в столице республики, в Казани, место для новых игроков?
- А они и приходят. Просто это происходит незаметно – новые игроки не на слуху. Но это достаточно крупные компании, и свое место на рынке они заняли. Как видим, они нашли свой способ завоевать рынок покупателей. Ведь на рынке все диктует спрос. А не то, что ты, допустим, имеешь какой-то ресурс и хочешь зайти и что-то сделать.  
Какие реальные проблемы на сегодняшний день существуют в строительном бизнесе?
В первую очередь – это бюрократия. Начиная с согласования проектов,  получения всех разрешений, прохождения всех экспертиз… Если брать все официальные регламенты на строительство одного жилого дома, то от момента принятия решения о строительстве до начала самого строительства  проходит от полутора до двух лет. 

- Многие Ваши коллеги по рынку жалуются на отсутствие квалифицированных кадров. Вы чувствуете кадровый голод?
- «Татстройинвест» каждый год набирает в свои компании от 5 до 10 специалистов, которых выпускают республиканские профильные учебные учреждения – вузы, техникумы. Затем в течение 1-2 лет пытаемся их обучить, передать свой опыт. Кто-то уходит, кто-то остается – это нормально, живой процесс. Но ежегодно мы, так сказать, «обновляем кровь». Например, у меня отрабатывают практику много студентов КГАСУ – уже сейчас можно присмотреться друг к другу.  

- Какие материалы в своем строительстве использует «Татстройинвест» - каково соотношение между закупаемыми и местными? 
 - Мы в своем строительстве стараемся использовать именно местные материалы. Ведь все те строительные материалы, которые закупаются в республике, будут внесены налогами в бюджет. А это, в свою очередь, способствует и строительству: бюджетные средства вкладываются в строительство инфраструктуры, дорожных сетей – нам, строителям, самим было бы тяжело это делать. То есть использование местных стройматериалов в итоге выгодно самому республиканскому строительному бизнесу.

- Как известно, в строительстве без «откатов» не обойтись… Говорят, что в некоторых случаях их размер достигает 60% от общей суммы. Это правда? Вам приходилось сталкиваться с этим явлением?
- Насчет 60% - это, конечно, перебор. Цифра сильно завышена. Но коррупция существует. Сказать, что я не знаю об этом – значит, соврать. В России всегда существовала взятка. Ни при царях, ни в советское время  искоренить ее не удалось.  Но принципиально у нас по рынку, например, никто не просил. Потому что, как я уже сказал, все друг друга хорошо знают…

- А вы закладываете в смету какую-то сумму для этих целей? 
- Мы без этого обошлись. Потому что у нас замкнутый цикл производства, большинство вещей замкнуто на руководителях наших же компаний. Если один сможет себе позволить взять мзду или начать вымогать, его коллеги сразу же это увидят. В нашей компании такие вещи вообще открыты и прозрачны, все принципиальные вопросы обсуждаем коллегиально. У нас есть специальный отдел, который мониторит рынок и находится в курсе всех последних его тенденций, изучаем изменения ценовой политики и т. д. Весь цикл строительства, все этапы  – от проектирования до ввода в эксплуатацию (включая УК, которым мы отдаем построенное жилье на баланс) – в «Татстройинвест» подконтрольно. Нам некому платить взятки и не с кого их брать. Самим у себя воровать? Не получится. Потому что слишком много народу об этом узнает. 
А с поставщиками и субподрядчиками мы начинаем работать задолго до конкретного строительства -  начинаем их тщательно подбирать за полгода. Проводим конкурсы, тендеры. Заключаем долгоиграющие договоры. Одним словом, мы не закладываем откаты в смету. Может быть, Бог миловал – но нам ни разу не пришлось с этим сталкиваться. 

- И в заключение нашей беседы: подводя итоги года, что бы Вы хотели пожелать своим коллегам, партнерам по бизнесу, клиентам?
- Я хочу всех поздравить с успешным завершением года: все-таки 2013-й не принес нам глобальных потрясений и был по большому счету удачным для всех в отрасли. Желаю партнерам и в дальнейшем расширять горизонты бизнеса и приумножать капиталы. А казанцам, которые хотят улучшить свои жилищные условия в наступающем году, желаю встречать на своем пути только надежных профессионалов!

ООО «Татстройинвест»

Год основания – 2003 г.

Генеральный директор: Гисматуллин Руслан Хабибович

Направления деятельности: строительный комплекс полного цикла; строительство и продажа жилья, услуги технического заказчика и генерального подрядчика, производство ЖБИ, коммунальный бизнес, сервисные предприятия, управление активами. 


Беседовала Алена Мартынец, Kazned.ru

Похожие статьи

Последние статьи