Многие эксперты отмечают, что в последнее время фактор сезонности перестал играть столь важную роль и мало влияет на цены. Тем не менее, летом продавцы готовы предлагать скидки и специальные условия покупки квартиры.
Преимущества
для покупателей «вторички»
Очевидный аргумент в пользу летних сделок – выгода. Эксперты, опрошенные «Казанской недвижимостью», подтверждают: летом спрос меньше обычного, легче получить скидку при покупке квартиры. Собственники, заинтересованные в скорейшей продаже, гораздо охотнее идут на дисконт в летние месяцы. Помогут сэкономить и акции, которые в это время проводят застройщики и агентства недвижимости.
Еще один плюс – так называемый «детский вопрос». Во-первых, летние каникулы – это возможность не вовлекать детей в хлопоты, связанные с приобретением и ремонтом квартиры. Как правило, младшие члены семьи летом отдыхают в лагерях или на море. Кроме того, запись в образовательное учреждение по факту привязана к постоянному месту регистрации ребёнка, поэтому необходимо сделать покупку вовремя, чтобы успеть и прописаться, и подать заявление на приём.
И, наконец, еще один аргумент в пользу летней покупки: именно летом можно в полной мере оценить вид из окна. Понять зимой, насколько зелёными будут окрестности, весьма затруднительно. К тому же летом светлое время суток длится дольше, а значит - будет больше времени для просмотра вариантов и изучения ближайшей инфраструктуры. Покупатели смогут лучше оценить расположение квартиры: транспортную доступность, близость магазинов, школы, детских садов, поликлиники. Как раз лето, благодаря тёплой погоде, удобно для детального изучения района.
Летние
плюсы покупки новостроек
Опытные риэлторы отмечают: нельзя сказать, что застройщики готовы продавать квартиры летом дешевле, чем зимой или осенью. Но поскольку летний период считается временем затишья, девелоперы проводят ряд мероприятий, направленных на привлечение спроса, в том числе предлагают скидки и специальные условия покупки. Так, наряду со скидками часто практикуются специальные программы рассрочки. Например, при первоначальном взносе от 40% или 50% предлагается беспроцентная рассрочка, а также дополнительные опции в подарок. При анализе предложений казанских застройщиков среди таких опций нашлись отделка квартиры, машиноместо и даже балкон.
А вот москвичи идут еще дальше: в качестве подарка покупателю московские девелоперы зачастую предлагают путешествие. Говорят, что в качестве подарка при покупке квартиры это летнее предложение действует эффективно. Наряду с другими сезонными акциями, конечно же. В большей степени такая акция может заинтересовать покупателей, которые четко не ограничены в бюджете покупки и, возможно, колеблются между несколькими вариантами.
Диапазон летних скидок для покупателей колеблется от 3 до 7 % при 100% оплате. Для самих же застройщиков грамотно (исходя из особенностей проекта и целевой аудитории) рассчитанная акция тоже дает весьма ощутимый эффект. По некоторым оценкам, специальные предложения стимулируют рост покупательского спроса в среднем до 25-30%.
«Подводные
камни» летних сделок
На рынке «вторички» оборотной стороной медали могут оказаться нюансы показов выбранной квартиры. Так, летом все может выглядеть замечательно: зеленый район, тихий уютный двор… Но осенью он легко может оказаться грязной дырой с лужами по колено, а зимой – одним большим сугробом. Совет от «бывалых»: поищите в Интернете фотографии выбранного района осенью-зимой - на редкость отрезвляющее зрелище.
Еще один нюанс. Летом труднее застать хозяев в квартире: по будням они на работе, по выходным - на дачах. А если вы решитесь на покупку квартиры только к середине или в конце лета, вряд ли успеете сделать в ней ремонт до возвращения детей и начала осенних хлопот. В большинстве случаев новым хозяевам так и приходится жить без ремонта до следующего июня.
Летом действительно удобно покупать «горящие» квартиры, но большинство продавцов не идут на компромисс, предпочитая дождаться осеннего всплеска активности. «Зачем мне отдавать вам квартиру за сниженную цену сейчас, когда в октябре я легко получу за неё больше?» – резонно вопрошают они.
Могут «под шумок» вписаться в сезон активных летних скидок и недобросовестные застройщики. Специалисты рынка недвижимости говорят: скидок бояться не стоит, однако никогда не бывает лишней проверка правоустанавливающих документов и формы договора. Как уже говорилось, при 100% оплате в среднем размер скидки составляет от 3 до 7 %. Все, что выходит за эти рамки, дополнительно оговаривается. В противном случае и правда стоит еще более внимательно изучить проект и компанию.
Лето для
продавцов
А что же делать тем, кто хочет продать квартиру: стоит ли ее выставлять сейчас или лучше дождаться осени? Многих продавцов, в первую очередь, интересует - насколько дешевле придется продавать квартиру сейчас, в летний сезон.
Эксперты советуют по возможности все-таки дождаться осени, когда потенциальные покупатели вернуться из отпусков и возобновится деловая активность. Но все-таки, если продавец нацелен на продажу именно сейчас, уступка не должна превышать 5% от рыночной стоимости объекта. Более высокая скидка просто нецелесообразна, если речь не идет о срочной продаже.
Если говорить об общем уровне снижения спроса, специалисты отмечают: он в большей степени зависит не от сезона, а от состояния рынка. Например, многие аналитики считают, что в этом году весь спрос вылился на рынок еще в начале 2014 года – на ажиотаже от падения рубля, ситуации на Украине и др. Однако не стоит ожидать колоссального падения спроса. Скорее всего, покупательская активность будет несколько ниже показателей прошлого года, а в сентябре с выходом в реализацию новых проектов и началом делового сезона спрос снова начнет расти.
Условное
затишье
Что касается цен, специалисты замечают: говорить о безоговорочном и поголовном летнем «удешевлении» недвижимости не стоит. Да, застройщики для активизации спроса запускают специальные акции и скидки, но они чаще всего действуют на ограниченный пул квартир и имеют определённые временные рамки. В целом же на рынке новостроек наоборот происходит постоянный рост цен за счет повышения строительной готовности проектов.
На вторичном рынке стоимость квартир во многом зависит от приоритетов продавца, который не всегда готов делать скидки вне зависимости от сезонности и спроса на его объект. При этом стоит отметить: стоимость риэлторских услуг не меняется в зависимости от периода сделки.
В целом, лето достаточно условно можно назвать временем затишья. Экономика в принципе развивается по пути чередования периодов роста и спада. Так и рынок недвижимости, «нагретый» весной, летом «остывает», а осенью этот процесс запускается снова.
Взгляд из
Казани: мнение эксперта
Марат Галлямов, директор АН «ЭТАЖИ» (Казань):
- В Казани вообще складывается парадоксальная ситуация в плане покупательской активности. Наш город имеет целый ряд громких титулов – мы и «третья столица России», и город проведения Универсиады… Имиджевая планка Казани поднята достаточно высоко. И продавцы, опираясь на этот факт, выставляют цены на свои квартиры такие, какие им захочется. Цены эти значительно завышены! И хорошо, если с продавцом работает опытный специалист, который сможет объяснить ситуацию на рынке, поможет сориентироваться в реальных ценах. Тогда человек выставляет свою квартиру на продажу по адекватной цене: если цена хорошая – то и спрос неплохой, на него не влияет сезонный летний фактор.
И вот что получается: в столице Татарстана стоимость квадратного метра выше средних показателей по России, а вместе с тем покупательские способности – достаточно низкие! Например, цена квадратного метра в Казани и в Тюмени – практически одинаковая. Однако покупательская способность у нас намного ниже – средняя зарплата в Казани меньше, и т. д. Вообще, рынок недвижимости в Казани – достаточно перспективный, нам есть, куда расти. Но этот рост сдерживает высокая стоимость казанского квадратного метра.
Что касается приемов, призванных поднять некоторый летний застой на рынке, то к ним прибегают и казанские застройщики. Это и всевозможные акции, и сезонное снижение цен. Например, в одном из ЖК, с которым мы работаем, сейчас предлагаются существенные скидки, а в другом при покупке паркинга делают скидку 100 тыс. рублей на квартиру. И так далее, по всему городу. Но вот о таком истинно летнем подарке, как турпутевка, путешествие, я не слышал. Возможно, на столичном рынке это и работает, но не в Казани: наш покупатель лучше попросит те же 100 тысяч скинуть, ведь впереди ремонт и прочие хлопоты, связанные с приобретением жилья в новостройке – не до путешествий. При казанской покупательской способности люди считают каждую копейку.
Алена Мартынец, Kazned.ru