Работники Госжилинспекции отмечают: количество граждан, которые жалуются на неправильное начисление коммунальных платежей, выросло в разы. А поскольку управляющие организации ошибаются обычно в свою пользу, ведомство разработало в помощь гражданам памятку.

Сауна за чужой счет

 

Самая распространенная ошибка, которую допускают управляющие компании, - расчет платы за отопление по нормативам, без учета показаний общедомовых счетчиков. Нормативы, как правило, намного превышают реальный расход ресурса, поэтому и платить гражданам приходится дороже.

В первый год после установки коллективного счетчика плата продолжает начисляться по нормативу, затем она рассчитывается исходя из среднего потребления предшествующего года по показаниям общедомовых приборов учета, напоминают эксперты. При этом раз в год плата должна быть скорректирована в соответствии с реальным объемом потребления ресурса. По итогам этой корректировки жители могут остаться должны управляющей компании, но чаще происходит наоборот. Переплаченные средства УК обязана вернуть потребителям.


Иногда между тем, что жители израсходовали, и тем, что оплатили, может появиться "лишнее звено" в виде незаконно подключенных к общим коммуникациям потребителей. Так получилось, например, в подмосковном Долгопрудном, где подвалы нескольких домов были переоборудованы в жилые помещения с санузлами и душевыми кабинами. В подвале жилого дома в Королеве Госжилинспекция обнаружила квартиру с мебельным и спальным гарнитурами, холодильником, телевизором, плитой и тренажерным залом. А в Красногорске на техническом этаже вообще умудрились организовать сауну. Расходы воды и электроэнергии ее посетителей управляющая компания списывала на общедомовые нужды.

 

Могут управляющие компании грешить и приписыванием в платежку "лишних" строк. Например, у жителей домов с индивидуальным тепловым пунктом - проще говоря, с собственной котельной - в платежном документе не должно быть графы "горячее водоснабжение". Вместо нее стоят две позиции: холодное водоснабжение для горячего водоснабжения (ХВС для ГВС) и подогрев воды. Кроме того, общедомовые нужды оплачиваются только по расходам электроэнергии, горячей и холодной воды. Управляющие компании не имеют права выставлять общедомовые счета за отопление - это изначально не было предусмотрено, и водоотведение - эта графа расходов отменена решением федерального правительства в июне прошлого года.


Заметили в платежке лишние графы? Смело обращайтесь в Госжилинспекцию своего региона. В вышеупомянутом Подмосковье это ведомство, например, с августа 2013 года помогло вернуть жителям более 100 миллионов рублей, переплаченных управляющим организациям. До 70% возврата составляет переплата за самую дорогую коммунальную услугу - отопление, когда УК не делает перерасчетов после зимы. Также "популярными" у УК нарушениями считаются завышенные счета на содержание общего имущества дома и дополнительные услуги, не согласованные с жильцами. Только претендуя на возврат переплаченных средств, следует помнить: УК не выдает "живые" деньги, а учитывает возвращаемую сумму в счет будущих платежей. Но и это неплохо.

 

Двое из ларца

 

Нередки случаи, когда жителей преследуют управляющие компании-двойники. Граждане получают по две платежки сразу. Подобная ситуация может возникнуть по разным причинам, начиная от откровенно мошеннических схем и заканчивая правовой неграмотностью жителей, которые могут переизбрать УК или создать ТСЖ с нарушением процедуры и начать переводить коммуналку на новый счет при том, что де-юре право собирать коммунальные платежи осталось у прежней "недоуволенной" организации. В результате кто-то перечисляет деньги одной организации, кто-то - другой, а у кого-то пропадает вообще желание платить за ЖКХ.


Ответ на вопрос, какая из присылающих квитанции УК работает в правовом поле, знают в ресурсоснабжающей организации. По закону ресурсники имеют право заключить договор на обслуживание конкретного дома только с одной управляющей компанией. Платить нужно той, с которой заключен договор". При этом нелишне обратиться в Госжилинспекцию и прокуратуру, которые дадут оценку легитимности обеих управляющих организаций.

 

Холодно-горячо


Житель Балашихи месяц тщетно добивался от УК перерасчета за некачественно оказанные услуги. Коммунальные работники соизволили ответить ему лишь через два месяца, но к тому времени компания уже была оштрафована Госжилинспекцией на 40 тысяч рублей. Законом четко определены сроки, в которые управляющие организации должны предоставлять информацию на запросы собственников. Если запрос поступил в письменной форме, на ответ отводится 20 дней.

Что такое некачественные услуги? Это, к примеру, если температура горячей воды ниже нормативной (60-75 градусов) больше чем на 3 градуса днем и 5 градусов ночью. Или отсутствие любой воды более 4 часов. За такую коммуналку потребитель платить не обязан, но факт оказания некачественной услуги необходимо подтвердить заявкой в аварийно-диспетчерскую службу, зафиксированной в журнале регистрации, и актом проверки. Перерасчет осуществляется в течение 30 дней с момента подачи заявления о нем в управляющую организацию.

В эти же сроки УК обязана пересчитать платежи, если потребитель отсутствовал в квартире более 5 календарных дней, а коммунальные услуги потребляет по нормативам. Перерасчету подлежат холодная и горячая вода, водоотведение, газ и электроснабжение. А вот отопление и общедомовые нужды не пересчитываются, ибо эти услуги оказываются вне зависимости от присутствия хозяев в квартире.


Ирина Рыбникова, «Российская газета» 

Похожие статьи

Последние статьи