В мае этого года во время встречи президента Республики Татарстан Рустама Минниханова с предпринимательским сообществом «Бизнес и Власть: откровенный разговор», один из старейшин рынка недвижимости Татарстана, директор Центрального дома недвижимости «Валери» Валерий Абсалямов обратился к главе республики с вопросом.

Речь зашла  о принятии закона Республики Татарстан «О риэлторской  деятельности в РТ». Президент отреагировал положительно, и руководитель аппарата президента  Асгат Сафаров поручил министру юстиции  РТ Ларисе Глуховой дать правовую оценку проекта закона и подготовить информацию о необходимости его принятия. Министерство юстиции попросило Валерия Абсалямова представить проект документа. И вот в конце августа проект закона «О риэлторской деятельности в Республике Татарстан» был направлен в Минюст РТ. Сейчас он проходит экспертную оценку.

               Журнал «Казанская недвижимость» обсудил с автором законопроекта детали и особенности документа. А также попытался выяснить, почему в столь важном вопросе Татарстан опережает Москву, и какие перспективы ожидают местное риэлторское сообщество в случае принятия закона.

 


- Валерий Ахметович, какие моменты стали ключевыми при разработке проекта? Какие пункты в него вошли?

 

- Правовое регулирование организации риэлторских услуг – вот базовая платформа законопроекта. А его детали – это схема организации, схема контроля, схема работы.

Если будет принят закон о риэлторской деятельности в Татарстане - на нашем поле окажутся игроки, которые придерживаются единых правил (в первую очередь – соблюдение законов) и соответствуют определенным позициям, которые детально прописаны в законопроекте: предъявлены требования к офису риэлторских компаний, выработаны стандарты работы и т. д.

В целом же конечная цель – одна: чтобы люди в республике получали качественные услуги и чувствовали себя уверенно на рынке недвижимости.

 

- Почему же, как вы думаете, на федеральном уровне еще не принят такой закон? Почему Татарстан к этому пришел раньше?

 

- Нельзя сказать, что на федеральном уровне никто еще не озаботился принятием такого закона и ничего не делается.  Попытки какие-то были, но видимо, там, где-то наверху, все это «заморозилось», затерялось или просто не было желания, времени…  Трудно сказать, кто и чем руководствовался в Госдуме. Обычно, если на законопроект обратят внимание премьер или президент, то он тут же проходит. Надо, чтобы документ попался на глаза, на подпись, был вынесен на обсуждение. Иными путями, как я понимаю, провести законопроект в Госдуме очень сложно. Я знаю, что в последние 3-4 года точно на федеральном уровне были попытки представить этот закон. Но даже до первых чтений документ не доходил. То ли не надо это никому, то  ли поважнее есть законы, чем о риэлторской деятельности… Хотя в ряде областей экономики, где товар гораздо дешевле, нужны и лицензия, и куча разрешений: например, бутылка водки стоит около 200 рублей, средний чек в такси - 150 рублей. При этом и в первом, и во втором  случае  ведется госрегулирование деятельности. А у нас минимальная сумма, с которой приходится работать, в среднем – 2 миллиона рублей! И деятельность никак не регулируется. Удивительно это, мягко говоря…

У нас, в Татарстане, отношение законодательной власти и раньше было другим. Мы в свое время этот закон обсуждали- еще в то время, когда Рустам Нургалеевич был в должности премьер-министра. Он возглавлял комиссию, которая рассматривала этот законопроект. Была создана подготовительная группа, прошло расширенное заседание Кабинета министров РТ, на котором   выступал и сам Минниханов, и мы, игроки рынка (в частности, я высказывался как эксперт, входящий в комиссию). Но дальше по необъяснимым причинам - вроде ни Минюст не был против, ни Госкомимущества, ни сам премьер - тогда закон принят не был. Хотя там до принятия оставался один шаг. Дело отложилось на неопределенный период.

А сейчас, когда Минниханов уже в качестве президента РТ провел встречу с бизнес-сообществом, вопрос законопроекта о риэлторской деятельности снова был поднят. Президенту уже не надо было ничего объяснять, он был в курсе основ и отнесся к этому положительно. Было дано поручение Сафарову, руководителю аппарата. Тот, в свою очередь, поручил вопрос Минюсту РТ, и мы передали им документ на изучение. В данный момент он там и находится. Согласно регламенту, на рассмотрение отводится до 30 дней, по истечении которых Минюст должен дать заключение. 

 

- Расскажите, как шла подготовка законопроекта.

 

- Как только была получена просьба президента подготовить документ, я не стал затягивать с вопросом и принялся за разработку. Да, возможно в том виде, в котором он сейчас существует, он не совершенен, и нужно еще корректировать какие-то моменты - это уже детали. В любом случае, каждый законопроект требует шлифовки. Но это уже будет рабочий процесс.  Я не знаю всех чиновничьих тонкостей, как нужно писать законы. Но если останется основа, то детали привести в соответствие можно будет в рабочем порядке.

 

- И каковы ваши прогнозы? Как скоро риэлторы Татарстана смогут получить законную основу для своей деятельности?

 

- Думаю, затягивания не будет. Как только Минюстом РТ будет дана правовая оценка и анализ содержания документа, эксперты должны будут сделать заключение – необходим ли такой документ. И отрицательный ответ маловероятен. 

Возможно, будут даны какие-то указания по доработке отдельных пунктов, по приведению их в соответствие с циркулярами и протоколами, и т.д. Это рабочие моменты, и мы будем их дорабатывать, подключим риэлторское сообщество.

Вообще, если документ будет одобрен, не думаю, что возникнут какие-то сложности с его дальнейшим продвижением. В принципе, возможно, что в течение 3 месяцев законопроект будет внесен в Госсовет РТ на обсуждение.

 

- Какие моменты, на которые вы обратили внимание в  законопроекте, особенно остро нуждаются в решении проблем? Что требует особо пристального внимания со стороны государства?

- Основная идея – риэлторская деятельность должна осуществляться на более серьезном уровне. Должна иметь, вне зависимости от формы организации (ЧП, ИП, ООО, ОАО) какое-то определенное местонахождение с оборудованным офисом, предназначенным для приема клиентов – не где-то на коленке документы оформлять или в машине расчеты вести.

Еще один очень важный момент: качественное содержание риэлторской структуры должно быть  на высоком уровне. Там должны работать если уж не асы, то хотя бы профессионалы. Сотрудники агентства должны пройти серьезную подготовку, знать юридические основы  и т. д. Я даже не акцентирую сейчас внимание на каких-то криминальных ситуациях – не говорю о так называемых «черных риэлторах» или о неправильной постановке  работы вообще. Но даже если отсечь эти вопросы  - для тех, кто хочет нормально, серьезно заниматься недвижимостью, должна быть правовая база, основа: первое – подготовленный состав и рабочий офис (пусть в собственности или в аренде – не имеет значения), и второе – должны быть обязательные правила игры, одинаковые для всех. А сейчас у нас правил нет никаких. Нет ни единых задач, ни стандартов, ни даже кодекса профессиональной этики.

Мы хотим поставить рынок недвижимости в Татарстане на единые рельсы, привести в единое соответствие, а ни в коем разе не «придушить» кого-то,  или монополизировать рынок. Законопроект, который мы разработали, от этого далек. Более того, там написано, что СРО в Татарстане может быть сколько угодно. Едиными для всех должны стать только правила.

Вот, например, есть свой закон у оценщиков - у нас же не все оценщики состоят в Обществе оценщиков Республики Татарстан. Я знаю, часть оценщиков у нас состоят в Обществе в Москве,  часть - в соседних республиках.  Но они же в любом случае действуют все в рамках закона об оценочной деятельности. И это нормально. 

Так и среди риэлторов. Пусть будет несколько СРО, потом несколько их при желании можно будет объединить в какой-то общий конгломерат на общественных началах («Съезд», «Объединение» и т. д.)

Каждое СРО должно осуществлять контроль своих членов, объединять их, обучать. Но в любом случае, раз мы говорим о законе, должно быть госрегулирование.   То есть в РТ должен быть какой-то уполномоченный орган. Раньше было лицензирование Госкомимуществом. Может быть, и сейчас наиболее близким к риэлторам будет Министерство земельных и имущественных отношений. Но это уже не главное. Главный механизм – закон. Да, по нынешнему законодательству за несоответствие тоже в судебном порядке могут исключить из СРО, запретить деятельность и т. д.  Но если вдобавок к этому, согласно нашему законопроекту, появится госорган, который будет осуществлять непосредственный контроль, от этого все только выиграют.  

Если будет порядок, мы придем к самому главному – к качеству. Человек получает максимальную безопасность: ему уже не проведут неквалифицированную сделку, не обманут, не сделают ошибочных расчетов и т. д.  Идешь к риэлтору – раз он в СРО, то это надежно!


Алена Мартынец,  Kazned.ru 

Похожие статьи

Последние статьи