Эксперты рынка недвижимости неоднозначно отнеслись к инициативе по выделению всем желающим земли на Дальнем Востоке. Они прогнозируют разные варианты результатов переселения.
Столыпин
и 2015-й
Одобрив начинания, президент упомянул, что эта идея для России не нова. Действительно, в связи с этим стоит вспомнить о реформах Столыпина (1901 г.). Но! Как обращают внимание эксперты, в начале прошлого века людям не только предоставляли землю - им выдавали ссуды, участки обеспечивали инфраструктурой, их расселяли, помогали обзавестись хозяйством, учили, лечили. От переселенцев требовалось только приехать и начать работать. Результат известен: только за 1906-1914 гг. в Сибирь переселились более 3 млн. человек.
Сегодня идеи Столыпина вновь оказались на повестке дня. Однако новых переселенцев, в первую очередь, необходимо обеспечить инфраструктурой - инженерной, транспортной, социальной. Электричество, газ, водопровод – это минимальные условия, пригодные для жизни.
При этом опыта позитивного воплощения подобных идей в государственном масштабе в постсоветской России практически нет. Даже программа поддержки многодетных семей, где за третьего ребенка предоставлялся земельный участок, на практике оказалась сложноосуществимой: отсутствие дорог, коммуникаций, сложный ландшафт, большая удаленность от инфраструктуры... Примерно такие же вопросы встанут и перед теми, кто захочет переехать в ДФО. А значит, говорят аналитики рынка недвижимости, опять будет ситуация, когда программы есть, но эффективность их низкая.
И все основания для таких сомнений действительно есть. Ведь, как заявил Ю.Трутнев, землю "нельзя предоставлять на территориях вокруг крупных городов, потому что там конкурентная среда, высокое развитие инфраструктуры, чтобы не было коррупции, злоупотреблений". Значит ли это, что людям будет предлагаться неликвид в труднодоступных районах?
Однако об этом власти пока не задумываются (или как минимум публично не говорят). В настоящее время активно муссируется лишь вопрос мдостаточности одного гектара для ведения сельского хозяйства или создания бизнеса, лесного, охотничьего хозяйства.
«Приезжайте
к нам на Колыму»
Достаточно ли одного гектара? Для ведения промышленного сельского хозяйства это объективно мало, а для частного огорода непомерно много. Как прокомментировал идею губернатор Амурской области Олег Кожемяко, как минимум нужно "подтянуть получение более дешевого кредита для приобретения семенного материала, техники, которая необходима для обработки земель. Гектар вручную обработать будет довольно сложно". Впрочем, он уверен, что благодаря идее бесплатного выделения земли многие амурчане смогут обеспечить себя сельскохозяйственной продукцией.
Что касается бизнеса, то тут все несколько сложнее. Достаточно ли одного гектара земли - этот вопрос возник в первую очередь. Сомнения разделяют и чиновники. Так глава Министерства по развитию Дальнего Востока (Минвостокразвития) РФ Александр Галушка подчеркнул, что 1 га стоит рассматривать как нижнюю планку той площади, которая применительно к одному гражданину РФ может выдаваться на Дальнем Востоке. Еще дальше пошел губернатор Магаданской области Владимир Печеный, который пообещал «по пять гектаров каждому переселенцу, лишь бы эту землю брали». Земли на Колыме много, и проблем с ее выделением не будет, заверил губернатор.
Однако эксперты уточняют: для земель коммерческого назначения даже 5 гектаров - очень мало, это не принесет собственнику прибыль. Тогда нужно обдумывать целый ряд финансово-кредитных вопросов. А при существующей ключевой ставке поддержка собственника через кредитные институты довольно сложна.
Кстати, о собственности никто и не говорил. По словам Трутнева, эту землю предлагается «предоставлять на пять лет, и в случае использования потом закреплять эту землю за собственником, а в случае отсутствия использования – изымать».
Но как резонно отмечают эксперты, для того, чтобы через 5 лет землю не отобрали, нужно через 3-4 года хотя бы выйти на самоокупаемость, и здесь возникает вопрос рентабельности, рынков сбыта, логистики, а также влияния всех этих факторов на себестоимость конечного продукта. Окупаемость таких инвестиций на Дальнем Востоке - зоне рискованного земледелия, где сезон очень короткий – в указанные сроки под большим сомнением. К тому же пригодные для сельского хозяйства земли - это долины Амура и Уссури, на всех остальных можно развивать только тепличные хозяйства.
Заселить
необходимо срочно
Если государство заинтересовано в заселении и поднятии экономики Дальнего Востока, то, кроме одного гектара земли, каждому переселенцу нужно выделить кредит не дороже 10% годовых, деньги на квартиру и дом, на первичное обустройство на новом месте, считают аналитики. Однако неподъемная ипотека уже сейчас приводит к оттоку здешнего населения. А ведь именно наличие жилья или возможность его получения/строительства может привлечь в регион новые кадры. Кто может поехать на Дальний Восток для освоения сельхозугодий? Скорее всего, люди, не имеющие достойного жилья и средних доходов, и уже тем более - накоплений. Очевидно, что это будут не жители крупных городов. Возможно - жители умирающих моногородов, поселков городского типа, где нет ни работы, ни бесплатной земли…
Между тем, есть и "встречное течение": в сентябре 2010 года была подписана программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока России и Северо-Востока Китая. В результате сейчас китайские инвестиции в регион значительно превосходят российские. Китайские инвесторы учредили в регионе 34 специальные китайские зоны, в которые вложили $3 млрд. Инвестиции Москвы - менее $1 млрд. Если китайской экспансии не будет противопоставлено освоение региона гражданами России, то огромная территория может фактически превратится в район Китая, предостерегают эксперты. По разным оценкам, несколько сотен тысяч гектаров земельных участков в регионе оформлены в собственность через российских граждан, либо в аренду предпринимателями из КНР, Южной Кореи. Поэтому фактически, перед государством стоит задача заселить бескрайние просторы Дальнего Востока своими резидентами, и не просто заселить - но сподвигнуть их к экономической активности.
Затягивать с реализацией этого плана власти не намерены. По оптимистичным оценкам чиновников, механизм должен стартовать уже в 2015 году.
Однако участники рынка недвижимости в целом сошлись во мнении, что пока предложение о бесплатном гектаре выглядит популистским и непроработанным.
Дальний Восток: взгляд из Казани
Инициативу по бесплатному
выделению 1 га земли на Дальнем Востоке специально для «Казанской недвижимости»
прокомментировал глава казанского агентства «DD116» Александр Шамов:
- Реально ли осуществить такую инициативу? Выделить землю – реально. Поедут ли люди? Нет.
Во-первых, поддержки переселенцев не предполагается. Во-вторых, назначение, по которому можно использовать землю (сельскохозяйственное) – нерентабельно. Вообще о рентабельности можно говорить, начиная с 4 гектаров. Там же предлагается выделять по 1 га.
Что касается предположений, поедут ли вообще татарстанцы на Дальний Восток, то могу с уверенностью сказать: это вряд ли.
Я несколько лет вплотную занимаюсь земельным вопросом – и покупкой-продажей, и консультациями по рентабельности бизнеса на том или ином участке. И могу сказать: те, кто занимается фермерством, и тут у нас в республике могут найти всё для своего дела. Вот, например, прямо сейчас в продаже есть прекрасный большой участок сельскохозяйственного назначения - с развитой инфраструктурой, хорошим расположением, дорогами, лесом поблизости. И такой земли у нас много. Было бы желание работать с этим! Но и здесь, в Татарстане, находится не слишком много желающих.
Я могу назвать три причины, на мой взгляд, влияющие на местных предпринимателей. Первая – обороты. Вторая – нехватка персонала. Здесь, в Татарстане, ходят легенды о том, что лучшие сельские работники – это корейцы. Предприниматели буквально мечтают заполучить в свои хозяйства хотя бы пару корейских семей… Наши же сограждане работать на земле не хотят. И это можно понять – они не замотивированы.
Но возвращаясь к вопросу переселения на Дальний Восток: третья существенная причина, по которой вряд ли найдется много желающих туда поехать – рынки сбыта. Нет специальной структуры, которая выгодно бы скупала продукцию фермеров. Да и основной потребитель этой продукции находится здесь, а не на Дальнем Востоке. Круг проблемы, с которыми придется столкнуться, достаточно широк – от хранения до транспортировки.
Алена Мартынец (по мат-лам открытых источников)