В Казани обсудили актуальные проблемы торговой недвижимости

04.03.2015 10:24
Журнал «Казанская недвижимость» побывал на конференции «Современный торговый центр в Татарстане», состоявшейся в конце февраля в Казани. Вашему вниманию – репортаж из РК «Ривьера».

В Казани 26-27 февраля 2015 г. проходила конференция «Современный торговый центр в Татарстане», организованная российским советом торговых центров (РСТЦ) и компанией Promotion Realty при участии администрации Казани и отраслевого партнера — международной консалтинговой компании JLL. Мероприятие объединило на одной площадке представителей власти, девелоперов торговых центров, представителей розничных сетей, а также международных консультантов.

Московские эксперты, игроки местного рынка и бизнесмены из других городов собрались в столице Татарстана, чтобы обсудить актуальные проблемы, вставшие перед рынком коммерческой недвижимости в условиях кризиса. В четверг, 26 февраля, участники конференции проехались с бизнес-экскурсией по казанским торговым центрам. А в ТЦ «Южный Казань» для них была устроена мастерская «Антикризисное управление региональным ТЦ» на примере самого «Южного».



В пятницу, 27 февраля, уже в РК «Ривьера» в течение всего дня участники конференции говорили о тенденциях, цифрах и перспективы развития казанских торговых центров.

 

Население ищет в торговых центрах… развлечения


Полтора десятилетия комплексы не знали недостатка в покупателях, а ритейлеры были готовы на все, чтобы арендовать площади. Сейчас ситуация резко изменилась, и каждый день приносит неприятные новости: ритейлеры начали закрывать магазины.

Первая проблема, которая была вынесена на обсуждение на первом же «круглом столе» - падение доходов населения. Модератор, руководитель по маркетингу отдела управления коммерческой недвижимостью компании JLL  Елена Соловьева, привела такие цифры: «В 2014 году доход на душу населения в Татарстане составил 800 долларов в реальном выражении. Прогноз на 2015 год по республике — 480 долларов». Это хоть не на много, но все-таки больше среднестатистического российского показателя - 420 долларов на душу населения.



Отсюда меняется и характер посещения ТЦ: сегодня казанцы все чаще приходят в торговые центры не столько за покупками, сколько за доступными развлечениями. Причем резко выросла доля семейных посещений. Полина Камалова, руководитель по маркетингу ТРЦ «Южный», рассказала: «Мы заметили очень хороший прирост семейной посещаемости — рост в декабре-феврале составил 20% по сравнению с аналогичным периодом год назад».

По свидетельству экспертов, все больше казанцев приезжают в ТЦ не на личном, а на общественном транспорте, что тоже можно объяснить падением доходов потенциальных покупателей.  Та же причина – в основе того, что частота визитов в торговые центры Казани снизилась.  Этот факт отмечали собравшиеся в «Ривьере» представители казанских ТЦ.

 

«Покупатель стал более прижимистым»


При этом казанцы стали ходить в торговые центры более целенаправленно. «Сегодня покупатель идет в магазины со списком не только продуктов, но и необходимых вещей. Он стал более прижимистым. Покупатель сегодня экономит», — поделилась результатами наблюдения Полина Камалова. Соответственно, снизилось количество спонтанных покупок. Люди приходят в ТЦ с готовым списком. Причем в первую очередь стали сокращаться расходы на такие товары, как бытовая техника, ювелирные изделия, а также товары и услуги, связанные с развлечением.


При этом в Казани всё более устойчивым становится новый тренд в совершении покупок: за один визит люди стараются посетить сразу нескольких торговых центров. Например, за продуктами они едут в один торговый центр, за бытовой техникой — в другой, а кинотеатр посещают в третьем.

По результатам исследований JLL, данные которых привела Полина Камалова, самые высокодоходные семьи посещают ТК «Южный» (около 45 тыс. рублей на семью в месяц)  и ТК «МЕГА» (43 тыс. рублей). Среднемесячный доход на семью у посетителей «Парк Хауса» - 39 тыс. рублей. В «Тандем» ходят в основном семьи с доходом 38,5 тыс. рублей в месяц, а в «Кольцо» - семьи, чей бюджет в среднем не превышает 35,9 тыс. руб. Впрочем, на показатели последнего могло повлиять и то, что он расположен в окружении учебных заведений - соответственно, среди его посетителей возрастает доля небогатых студентов. А вот у ТЦ «Сувар Плаза» практически 100% посетителей имеют личный автомобиль.

 

 

Девелоперы и арендаторы: уступки – вопрос индивидуальный

 

У ритейлеров в России обозначились две глобальные проблемы: закупочные цены резко растут, а доходы населения падают.  Закупочные цены на импорт выросли вдвое. При этом в декабре из-за девальвации рубля реальные доходы населения, по данным Росстата, впервые за 13 лет снизились — на 7,3% (в Казани этот показатель чуть ниже, чем по стране, по данным, которые привела Камлова - средний совокупный доход жителей Казани за 2014 год сократился на 4%). Куда ритейлерам двигаться дальше – пока не совсем понятно.



Ажиотажные декабрьские продажи, когда население на стремительно дешевеющие рубли буквально сметало товары, только подтверждает: впереди падение рынка. Сейчас рынок еще находится в «высоком сезоне», чему способствовали праздники  — Новый год и три праздника — 14 и 23 февраля, 8 Марта. Самое интересное начнется в конце марта, предупреждают специалисты - в «низкий сезон», который обычно длится до августа. Примерно к этому же времени у оптовиков и ритейлеров закончатся товары, купленные по докризисным ценам. На фоне этого из-за низкой покупательской способности придется закрыться многим арендаторам торговых площадей в ТЦ.

Однако в Казани девелоперы пока не ожидают резкого падения спроса на свои площади. Это подтверждают и данные, приведенные на конференции Еленой Соловьевой: процент вакантных торговых площадей по городу составляет лишь 3% (для сравнения - в России средний показатель в конце 2014 г. составлял 7%).

Это дает основания администрациям торговых центров отказывать арендаторам в значительном снижении арендных ставок. Впрочем, как признались представители казанских ТЦ на конференции, они готовы обсуждать уступки, но строго в индивидуальном порядке. Например, одним из показателей, по которым они могут пойти навстречу арендатору, является его участие в маркетинговых акциях, предпринимаемых самим ТЦ.

Еще одна причина, по которой девелорперы в Казани могут чувствовать себя более или менее уверенными в отношениях с арендаторами – отсутствие в Казани нужного количества торговой недвижимости высокого качества. 



По словам председателя комитета экономического развития Ильдара Шакирова, хотя в городе около 40 торговых центров, качественных площадей очень немного. «Мы считаем, что рынок Казани не дошел до точки перенасыщения, в подтверждение этому мы можем привести активный интерес со стороны многих крупных операторов», — заявил Шакиров.

В заключении стоит напомнить: конференция в Казани входила в цикл «Энциклопедия Торговой Недвижимости», разработанный РСТЦ. Как рассказал «Казанской недвижимости» управляющий директор РСТЦ Олег Войцеховский, основной целью проведения подобных мероприятий в различных регионах России является повышение профессионального уровня участников рынка торговой недвижимости, налаживание диалога девелоперами торговых центров и ритейлерами, а также сплочение профессионального рынка.



В ближайших номерах «Казанской недвижимости» читайте эксклюзивное интервью Олега Войцеховского,  а также продолжение темы актуальных вопросов торговой недвижимости в Казани.

 

Алена Мартынец   

фото: Янина Сергеева

Похожие статьи

comments powered by HyperComments

Последние статьи

При покупке недвижимости с целью грамотного вложения средств потенциального инвестора в первую очередь интересует две вещи – размер инвестиций и срок их возврата.
7 часов назад
Долгожданные теплые дни начались. Горожане, особенно владельцы небольших квартир, озадачились, куда же деть всю зимнюю одежду и обувь, тяжелые одеяла и покрывала, а также спортивный инвентарь.
3 дня назад
Пожар, залив и квартирная кража – это самые распространенные риски, от которых люди страхуют свое жилье. Впрочем, о формировании полноценной культуры страхования – как на Западе – говорить пока рано.
4 дня назад