Женская ли профессия – риэлтор?

04.03.2016 11:25
Журнал «Казанская недвижимость» в преддверии Международного женского дня решил выяснить, насколько уверенно чувствует себя женщина в риэлторской сфере и с чего стоит начать, если она хочет открыть свой бизнес в недвижимости.

Профессии риэлтор в России не так уж и много лет: примерно два десятка лет назад начал формироваться более или менее цивилизованный рынок недвижимости. И сегодня среди лучших специалистов в этой сфере достаточно много женщин. Имеют ли женщины в риэлторском бизнесе преимущества? И если да, то в чем именно?

 

Волевая, энергичная…

 

Как шутят сами риэлторы, преимущество женщин в недвижимости – в первую очередь в их количестве. На сегодняшний день именно они составляют большинство в общем объеме профессионалов. Поэтому у обывателя складывается определенный стереотип: риэлтор – это обязательно женщина, средний возраст – 35-50 лет, имеющая семью, энергичная, волевая.

Но дело в том, что в разных сегментах риэлторы несколько отличаются. Эксперты выяснили: на первичном рынке, например, крупные компании берут выпускников вузов с хорошим образованием, возраст 23-25 лет. Им нужны молодые амбициозные люди со знанием языка, желанием много работать и т.д.

В элитную недвижимость приходят люди 25-35 лет, которые могли бы соответствовать этой нише: необходим презентабельный внешний вид, собственный автомобиль и прочие атрибуты. Если на вторичном рынке для людей приоритетна цена, то в элитном сегменте важен сервис, как проведена сделка, как человек может общаться и многое другое.

 

Сложности и преимущества

 

Опрошенные эксперты говорят: основная трудность в риэлторском бизнесе – нестабильность заработка. При этом риэлторская деятельность предполагает полное включение. И пропорция «время-деньги» у женщины не всегда сохраняется, а заработок остается довольно хаотичным.

Еще одна дополнительная сложность возникает, если женщина-риэлтор работает в одиночку, не на агентство недвижимости. В этом случае ей сложнее строить бизнес с нечистоплотными клиентами, в каких-то криминальных ситуациях. Например, если клиенты отказываются платить. Если она работает в компании, то эти моменты решаются проще. Вообще разрешение любой конфликтной ситуации для женщины – первая трудность. Здесь авторитет у мужчин изначально больше.

Среди плюсов для женщин-риэлторов эксперты в первую очередь называют возможность распоряжаться своим временем. Здесь есть свободный график, который очень важен для женщины – особенно, если она жена и мать.

 

Женщина и деньги

 

Говорить о больших деньгах, которые может зарабатывать женщина в этом бизнесе, нужно с оговоркой: не в каждом сегменте можно их иметь. В то же время, в недвижимости ничего не мешает ей их заработать. Есть факторы, способствующие этому. Например, работа в крупной компании, опыт, благоприятная ситуация на рынке. И, конечно же, личностные качества.

При этом у женщины, работающей в агентстве, есть дополнительные преимущества. Клиенту проще сегодня прийти в компанию и сотрудничать с ней, потому что уровень доверия будет выше. И если у частного риэлтора небольшой опыт работы и нет собственной клиентской базы, зарабатывать ему тяжело.

 

Как открыть риэлторскую контору

 

Итак, если взвесив все «за» и «против», вы все же решитесь начать собственный путь в этом бизнесе, не лишним будет прислушаться к советам профессионалов рынка.

Совет номер один: риэлторскую контору открывают, поработав агентом. Открытие собственного агентства недвижимости имеет больший шанс стать беспроигрышным для агента с опытом и связями.

Цена входа в риэлторский бизнес – $20-50 тыс. В идеале, риэлторскую контору открывают несколько единомышленников с опытом работы в недвижимости. Они же набирают и воспитывают подходящий для себя штат.

Конкуренция в риэлторском бизнесе высока, особенно после отмены обязательного лицензирования. Соответственно, во избежание потерь, прежде чем открывать агентство, стоит заранее продумать все бизнес-процессы и разработать процедуры работы.

Успешность сделок с недвижимостью подразумевает не только владение информацией об объектах, но и комплекс услуг: сбор и правильное оформление документации, знание юридических тонкостей, контроль взаиморасчетов продавца и покупателя и прочее. Вот факт, который приводят опытные эксперты: из вновь открывающихся агентств до 50% прекращают свою деятельность. Так с чего же начать?

Шаг первый – персонал. Основу штата составляют менеджеры и агенты. Агенты – сотрудники, работающие с конкретной сделкой. Менеджеры руководят агентами, курируют их сделки. Их зарплата может состоять только из процентов от сделки или из оклада плюс проценты. Средний процент, по свидетельству участников рынка, как правило, составляет 60% от заработанных для фирмы денег.

Бухгалтер может быть приходящим или работать полный рабочий день. Владельцы небольших агентств нередко ведут бухгалтерию самостоятельно. В зависимости от общего количества сотрудников и их занятости может потребоваться администратор.

Шаг второй – юридическое оформление. C 2002 г. были отменены обязательные лицензии для ведения операций с недвижимостью. Теперь для создания агентства недвижимости достаточно зарегистрировать юридическое лицо. Форма собственности может быть любая: ООО, ЗАО, ИЧП и другие. Сертификация риэлтерских фирм также не является обязательной.

Шаг третий – материальная база. Для работы с недвижимостью потребуется офис, укомплектованный мебелью и оргтехникой. Желательно, чтобы помещение находилось недалеко от остановки или станции метро, в проходном месте.

Офис можно арендовать. Плюс аренды в том, что плата, как правило, включает стоимость коммуникаций. Если у вас собственные площади – можно «раскручивать» свой адрес, не опасаясь повышения арендной платы и возможного переезда в связи с этим.

Шаг четвертый – реклама. Реклама необходима любому агентству недвижимости.

«Сарафанное радио» может приводит до 80% клиентов. Однако со временем «штат» бывших клиентов и их знакомых сократится, и до 50% заказчиков будет приходить через рекламу. Наиболее действенной считается строчная реклама объектов.

Информацию о предложениях на рынке недвижимости обычно дают в специализированных изданиях. Через Интернет приходят клиенты из других регионов страны. Хорошую отдачу дают собственные сайты. По мере развития бизнеса можно начать раскрутку собственного бренда.

Шаг пятый – основные услуги. Основной доход риэлтерской фирмы – комиссионные от операций с недвижимостью. Процент от сделки обычно составляет 4-8% от стоимости сделки. Процентная схема работает не всегда. Например, если стоимость объекта невысока (менее $50 тыс.), это может быть фиксированная плата $1000.

Обычно агентства стремятся работать в какой-то определенной нише рынка недвижимости: городской жилой фонд, коммерческая недвижимость, жилой фонд в регионе и прочие. Чтобы избежать ошибок при проведении сделки, необходимо досконально знать особенности данного сегмента.

Шаг шестой – дополнительные услуги. Некоторую прибыль (от 5 до 20%) могут принести дополнительные услуги агентства. Кроме того, они имеют имиджевое значение. Это могут быть юридические консультации, организация безопасности взаиморасчетов покупателя и продавца, согласование перепланировки объектов, перевод жилого фонда в нежилой, транспортные перевозки и прочее.

 

Как выбрать сегмент?

 

Для обеспечения устойчивого преимущества на рынке небольшому агентству имеет смысл четко позиционировать себя на конкретном рыночном сегменте, определив для себя целевую группу и спектр предоставляемых услуг. Для выбора специализации можно отталкиваться от личного опыта («эта услуга востребована – надо ее предлагать»), профессиональных навыков («я это умею – и буду в этом специализироваться») либо заказать маркетинговое исследование в консалтинговой фирме на предмет тенденций рынка.

В последнее время, как свидетельствуют экперты, активно развиваются такие ниши, как доверительное управление недвижимостью (все больше непрофильных организаций инвестируют в недвижимость и нуждаются в советах профессионалов), аренда квартир (как альтернатива малым гостиницам, которых, как известно, всегда не хватает).

 

Не только женщины

 

Массовый потребитель пока не понимает ценности бренда в риэлтерском бизнесе – зачастую, работая с агентом, клиент понятия не имеет, какое агентство тот представляет. Умение общаться (а значит, умение не только выражать свои мысли, но и слушать собеседника), личное обаяние, широкий кругозор – эти факторы играют не меньшее значение для оборота риэлтора, чем знание рынка недвижимости. При этом все-таки не стоит формировать штат агентов исключительно из женщин: разнообразие клиентов требует разнообразия продавцов.

 

Алена Мартынец (в статье использованы материалы из открытых источников)

Похожие статьи

comments powered by HyperComments

Последние статьи

Недавно компания Илона Маска Tesla презентовала керамическую черепицу со встроенными солнечными батареями. Какие строительные материалы останутся в будущем, а какие, скорее всего, исчезнут?


1 день назад
Скоро наступит 2017 год. Хотите почувствовать приближение Нового года заранее, встретить его без суеты и спешки – займитесь украшением своего дома прямо сейчас.
2 дня назад
Сбербанк предложил своим клиентам при приобретении квартиры расплачиваться с застройщиком банковской картой – можно списать как всю стоимость жилья, так и первый взнос по ипотеке.
2 дня назад