Россиян освобождают от получения ряда документов. Правительство решило частично снять бремя бюрократических забот с граждан и переложить его на чиновников.

 

Теперь некоторые справки (в перечне указано 85 справок), в том числе и связанные с получением ипотечного кредита, будут проходить на межведомственном уровне, напрямую через специалистов одного государственного органа к другому. Соответствующее распоряжение подписал премьер-министр Дмитрий Медведев.

 

Органы договорятся между собой

Насколько это решение оптимизирует систему, пока неизвестно, но для того чтобы механизм заработал, потребуется время. Указания на этот счет в регионах уже появились. Речь идет об информации, которая хранится в базе 25 ведомств. Среди них – Федеральная налоговая служба, Федеральная служба судебных приставов (ФСПП), МВД, МЧС, Минюст и Минобороны.

Уже к 1 января специалисты должны будут выбрать формат передачи запрашиваемых данных. И, вероятно, это повлияет и на оформление ипотечного кредита. Подразумевается, что единая межведомственная система по предоставлению сведений в регионы появится в электронном виде. Но особо оговорено, что личные документы - такие как паспорта, дипломы, медицинские экспертизы - в файлообмене участвовать не будут.

 

Что изменится в сфере недвижимости?

Полный список документов опубликован на сайте правительства. Приведем часть из этого перечня: справки о лишении водительских прав, о наличии судимости и фактах уголовного преследования, а также сведения о пенсии и других выплатах, учитываемых при расчете совокупного дохода семьи.

Перечень справок и документов практически не коснулся сферы недвижимости – за редким исключением, например для ипотечного кредита, а также предоставления выписки из ЕГРЮЛ для юридических лиц. Поэтому реализация нового распоряжения правительства РФ напрямую не влияет на процедуру оформления сделок, считают специалисты рынка недвижимости.

В перечне есть справки, которые могут понадобиться гражданам для получения ипотечного кредита, а также для участия в государственных жилищных программах. Эксперты надеются, что распоряжение правительства сможет повлиять на работу органов местного самоуправления.

Например, на работу органов опеки и попечительства, которые на сегодняшний день принимают все документы только в бумажном виде. Если часть документов они будут получать сами из других ведомств в электронном виде, то это позволит облегчить получение гражданами одного из документов для оформления сделки – распоряжения органов опеки. Кстати невозможность оперативно получить такое распоряжение иногда становится причиной срыва сделки, констатируют риэлторы.

 

Перспективы ипотечного кредита

Справки обычно запрашивают покупатели и банки при оформлении ипотечного кредита. Но сроки предоставления данных остаются неизменными, поэтому и на срок совершения сделок ничего не может повлиять.

В целом, модернизация документооборота в России, кажется, идет полным ходом. Росреестр и Сбербанк также решили идти в ногу со временем и запустили общий сервис электронной регистрации квартир по ипотечным кредитам. Без посещения офисов процедура позволит заплатить госпошлину на 30% меньше. Такой вариант исключает коррупцию и сокращает сроки оформления. Регистрация осуществляется в течение всего пяти дней. Раньше эта услуга занимала в среднем от 11 до 16 рабочих дней.

Теперь функция по отправлению документов в Росреестр возложена на менеджера банка. Специалист также будет отслеживать статус заявки. По окончании оформления на электронную почту придет письмо с подтверждением.

Аналогов в мире электронной регистрации квартир по ипотечным кредитам не существует. Сообщается, что эту услугу будут предоставлять 600 центров ипотечного кредитования Сбербанка в 110 городах России.

 

В упрощенном режиме

Похоже, в сфере недвижимости будут стремиться к упрощению, и не только в делах, касающихся ипотечного кредита. Для оформления сделок с недвижимостью справки в принципе не являются обязательными документами. В обязательном порядке у собственников должно быть свидетельство о собственности и правоустанавливающие документы (договор купли-продажи, договор приватизации, дарственная и т. д.). А справки, в том числе и при ипотечном кредите, – это один из инструментов оценки чистоты сделки и оценки рисков.

Продавца и покупателя интересует в основном законность и безопасность сделки, для этого они и обращаются к специалистам. Процедура оформления перехода прав на недвижимое имущество, по мнению участников рынка, уже и так была упрощена до минимума. При обычной простой сделке купли-продажи, например, квартиры, достаточно только паспортов покупателя и продавца. Никаких справок для регистрации перехода права представлять не обязательно.

 

БКН.ру

Похожие статьи

Последние статьи