Но тем, кто определился с видом деятельности, прошел процедуру регистрации предприятия и добрался до выбора помещения, мы постараемся помочь. Где открыть офис или производство, какими техническими параметрами должно обладать помещение, сколько должно быть вспомогательных комнат и нужны ли они? А может быть в выбранном месте вообще нельзя организовать свою деятельность? Но обо всем по порядку.
Для начала надо оговориться, что не рассматриваем в этой статье крупные, средние, вредные и опасные производства, требующие наличия главного инженера и других специалистов, так как все обсуждаемые здесь вопросы находятся в их ведении. Поэтому разобьем малозатратные виды деятельности на направления, которые играют важную роль в выборе расположения помещения.
В первом случае бизнес предполагает непосредственное общение с клиентами, причем с как можно большим количеством. Соответственно, и располагаться офис должен в проходном месте, с хорошей транспортной доступностью. Метро рядом - идеальное решение. Центральная часть города, конечно, хороша с этих точек зрения, но если основная часть клиентов перемещается исключительно на машинах...
Проблема частично решается размещением своей компании в офисном центре. Как правило, они размещены в местах, наиболее удовлетворяющих всем условиям. Кроме того, офисные центры обладают рядом преимуществ перед помещением на первом этаже пресловутой первой линии - наличие охраны, централизованная уборка, системы поддержания комфортных условий в здании. Да просто соседи по этажу, зданию - это тоже могут быть ваши клиенты.
Во втором и остальных случаях размещение своего бизнеса в офисном центре является нежелательным по ряду причин. Первое - это необходимость разгрузо-погрузочных работ во всех случаях. А это лучше делать на земле, то есть на первом этаже.
Тут нужно провести еще одно деление бизнесов: на пищевое и непищевое. Пищевое, а это кафе, рестораны, продуктовые магазины, требуют согласования размещения с СанЭпидемСтанцией. Причем не важно, будет ли этот пищевой бизнес располагаться в жилом доме или отдельном помещении.
Кроме того, пищевые производства должны иметь достаточно мощную систему вентиляции. Если это первый этаж многоэтажного дома, то вентиляционную трубу необходимо выводить на крышу, чтобы запахи не распространялись в окна жильцов. Да и согласовывать размещение пищевого бизнеса необходимо не только с надзорными органами (СЭС, пожарники, и др.), но и со всеми жильцами этого дома.
С технической стороны необходимо наличие электрических мощностей, достаточных для вашего производства. В магазине основным потребителем электроэнергии являются холодильные камеры и витрины-холодильники, в кафе, ресторане это плиты (профессиональные плиты всегда электрические). Потребляют они очень много энергии. По этой причине может не хватать тех мощностей, которые заложены на жилой дом. В этом случае вам придется вести отдельный кабель от трансформаторной подстанции, указанной в технических условиях.
В более простых случаях непищевого бизнеса при выборе помещения необходимо учитывать (кроме указанных выше) следующие параметры: наличие электрических мощностей для вашего офисного и другого оборудования, кондиционирование, отопление (лучше, если тепловой пункт в доме - не зависите от города), наличие санузла и горячей воды (комфорт для вас и ваших сотрудников, а также экономия рабочего времени), охрана помещений, отдельный вход или через вахтера.
Отдельное внимание хотелось бы уделить юридической стороне вопроса, а именно договору аренды. Если вы не юрист и у вас нет знакомых юристов, лучше обратиться в юридическое агентство или агентство недвижимости, которое занимается подбором помещений для аренды.
В договоре аренды могут содержаться, на первый взгляд, безобидные пункты, на которые мало кто обращает внимание. Например, “Оплата коммунальных платежей по счетчику”. Без уточнения по какому счетчику, где он стоит и что считает вы можете оплачивать не только свой, но и другие офисы. Также, необходимо уточнять в договоре, каким образом происходит оплата за пользование местами общего пользования (МОП) - лестницы, коридоры, санузлы и т.д.
Еще одним камнем преткновения является возможность повышения цены арендодателем. Как правило, это количество и процентное соотношение прописывается исходя из срока, на который заключается договор. Это условие должно быть разумным. Исключить его нельзя, так как инфляцию и повышение налогов никто не отменял.
В любом случае, обратившись к специалистам, которые не только помогут подобрать наилучший вариант, но и решат юридические и технические вопросы, вы сэкономите время и деньги.
Нк, Кирилл Батыгин