В Министерстве экономического развития предлагают ускорить и удешевить процедуру банкротства для граждан.

 

Ведомство подготовило законопроект, который разрешит гражданам объявлять себя неплатежеспособными без участия арбитражного управляющего. Это значительно сэкономит издержки для россиян — пока процедура банкротства обходится очень дорого. Об этом рассказал федеральный чиновник, знакомый с ходом подготовки законопроекта. В МЭР также подтвердили факт подготовки инициативы, а в Минфине сообщили, что готовы ее поддержать. Однако юристы, которые в случае принятия законопроекта могут потерять клиентов, предложение не одобряют.

Согласно действующему законодательству, с осени 2015 года при наличии задолженности больше полумиллиона и трех месяцев просрочки по кредиту можно признать себя банкротом и не платить по долгам. Парадоксально, но признать себя финансово несостоятельными граждане зачастую просто не могут: из-за необходимости задействования юридических посредников процесс банкротства обходится в довольно крупную сумму.

- Процедура стоит в районе 150 тыс. рублей. Понятно, что это очень дорого. Поэтому Минэкономразвития предусмотрело, что в ряде случаев человек сможет не нанимать арбитражного управляющего и получит возможность банкротиться за свой счет, — рассказал федеральный чиновник, знакомый с планами Минэкономразвития.

Собеседник добавил, что в ведомстве предусмотрели и ряд других инициатив, направленных на удешевление процедуры, однако каких именно, уточнять не стал.

Замминистра финансов Алексей Моисеев сообщил, что Минфин поддерживает такие предложения.

По данным Общества содействия финансовому оздоровлению, на 1 декабря 2016 года количество заявлений, поданных должниками, превысило 35 тыс. Из них в отношении 21,3 тыс. россиян были заведены дела о банкротстве, при этом банкротами признали лишь 1,5 тыс. человек.

В Минэкономразвития подтвердили факт разработки законопроекта, согласившись, что на практике в нынешнем виде банкротство оказалось недоступным для должников, находящихся в затруднительном финансовом положении (в частности, не имеющих средств на проведение официальных процедур).

- Положения законопроекта направлены на сокращение сроков и расходов на проведение применяемых в деле о банкротстве процедур, на обеспечение доступной и равной защиты для непрофессиональных участников гражданского оборота, для граждан-потребителей — экономически более слабой и незащищенной стороны, — заявил представитель Минэкономразвития.

Источник на финансово-банковском рынке, также знакомый с текстом законопроекта, отмечает, что документ ставит большое количество условий для запуска упрощенной процедуры. Например, размер задолженности человека должен быть не выше 900 тыс. рублей, а число кредиторов — не более 10. Также гражданин не должен являться индивидуальным предпринимателем и у него не может быть недвижимого имущества, кроме того, что подлежит взысканию.

С 1 января 2017 года вступили в силу поправки в закон о несостоятельности, согласно которым госпошлина за инициирование процедуры уменьшена в 20 раз и составляет теперь всего 300 рублей. Сверх этой пошлины потенциальные банкроты обязаны уплачивать арбитражному управляющему вознаграждение в размере 7% от суммы удовлетворенных требований кредиторов плюс депозит в 25 тыс. рублей в арбитражный суд на оплату услуг финансового управляющего за ведение процедуры банкротства.

- Это минимальный размер вознаграждения, максимальная планка не установлена. Она может достигать 100–150 тыс. рублей. В связи с этим порядка полумиллиона человек не могут позволить себе банкротство, — сказал заместитель директора Общества содействия финансовому оздоровлению (ОСФО) Александр Слабожанинов.

По подсчетам Национального центра банкротств, средний долг на одного потенциального банкрота на 1 декабря 2016 года составил 1,2 млн рублей. Такая ситуация приводит к тому, что граждане зачастую отказываются платить арбитражному управляющему, а последние из-за этого отказываются от банкротных дел, рассказывает Александр Слабожанинов.

- В большинстве случаев отказ не приводит к серьезным последствиям за исключением увеличения срока рассмотрения дела. Однако не исключены случаи, когда после выхода арбитражного управляющего из дела должнику не удается найти другого управляющего и дело прекращается, — сообщил эксперт.

Даже с учетом последних поправок закон о банкротстве слишком сложен, чтобы граждане банкротили себя самостоятельно, без квалифицированной помощи, уверен партнер юридического бюро «Падва и Эпштейн» Антон Бабенко.

- Новые условия так сильно ограничивают сферу применения упрощенной процедуры, что при введении подобных норм не произойдет резкого увеличения числа дел о банкротстве, — уверен юрист.

С ним соглашается и партнер фирмы Westside Advisors Сергей Водолагин. По его мнению, удешевление процедуры банкротства не означает повышения ее эффективности.

- Цель процедуры заключается в том, чтобы разыскать имущество должника, реализовать его по максимальной цене, а вырученные деньги разделить между кредиторами пропорционально размеру требований и в соответствии с их очередностью. А физлица, подающие на собственное банкротство, видят свою цель в другом: чтобы их долги поскорее списали, а требования кредиторов при этом оказались удовлетворенными в как можно меньшем объеме, — заявил юрист.

По его словам, удешевление и упрощение процедуры может стать дополнительным стимулом для недобросовестных должников, стремящихся побыстрее и подешевле списать свои долги.

Михаил Тегин, «Известия»

 фото: businessclass.md

Похожие статьи

Последние статьи