Для некоторых женщин находиться в центре внимания – это одна из составляющих их работы. То, к чему обязывает должность и профессия.
Быть высококлассным профессионалом, специалистом своего дела и при этом держать в своих руках управление крупной государственной организацией – такое под силу далеко не каждому. Не всякий мужчина готов взять на себя такую ответственность. А героиня нашей сегодняшней рубрики блестяще справляется с этим на протяжении вот уже десятка с лишним лет.
Тема «женщина и власть», «женщина и бизнес» довольно часто появляется на страницах СМИ. Но с главой Кадастровой палаты по РТ Ленарой Музафаровой мы поговорили не только (точнее, даже не столько) об этом. Вниманию читателя – интервью, которое она дала «Казанской недвижимости».
Досье
Ленара Музафарова возглавляет Кадастровую палату по РТ.
Закончила Казанский Государственный Университет им. В.И. Ульянова–Ленина по специальности «юриспруденция».
Трудовую деятельность начала в конце 90-х в Государственном Комитете Республики Татарстан по земельным ресурсам и Земельной реформе. С 2001 г. продолжила профессиональную карьеру в федеральном государственном учреждении «Земельная кадастровая палата» по Республике Татарстан.
С августа 2005 г. по настоящее время возглавляет филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Татарстан. А с 2015 г. является еще и директором Многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг в РТ.
Заслуженный юрист РТ. Кандидат экономических наук. Замужем, воспитывает сына.
«Я хотела быть прокурором!»
- Ленара Акмалутдиновна, насколько известно, вы по специальности юрист. Расскажите, пожалуйста, когда пришло решение развиваться в направлении земельного законодательства? Почему именно эта тема привлекла вас в свое время?
- Наверно, по правилам жанра я должна сказать, что с раннего детства мечтала именно об этом (улыбается). Я и в мыслях не связывала свою работу с гражданским делопроизводством. Я хотела быть прокурором! Но, как говорится, мы предполагаем, а Всевышний располагает. Волей случая и совершенно неожиданно для себя я оказалась в Государственном комитете Республики Татарстан по земельным ресурсам и земельной реформе. И более того, в составе рабочей группы по разработке земельного кодекса РТ.
Это был очень интересный период. Тогда земельное законодательство, как в России, так и в Татарстане только формировалось. И это был захватывающий процесс! Была проработана и проанализирована куча нормативных актов, сам проект Земельного кодекса РТ.
Подобный длительный мозговой напряженный штурм, помимо колоссального опыта, приносит еще и удовлетворение. Я поняла, что вот такое глубокое «копание в земле» мне интересно, а мои знания действительно нужны людям. Тогда как раз началась приватизация земли, и большинство мало представляло, как оформить землю в собственность и каковы вообще новые правила взаимоотношений на больших земельных просторах.
- Получается, вы стояли у истоков. Говорят, что в то время вы не проиграли ни одного суда?
- Приятно, что люди помнят. В 2001 году я пришла юристом в Кадастровую земельную палату и уже от имени учреждения представляла интересы граждан. Понимаете, тогда действительно было очень мало юристов по земельному законодательству, а судов много. Люди десятилетиями жили на своем участке земли, и вдруг оказалось, что гордо сказать « Я – собственник» они не могут. Нет такой подтверждающей бумаги ни в карманах «широких штанин», ни в государственном заведении. И меня находили, ко мне приезжали люди из разных уголков республики с вопросом «Что делать?» Понятно, что обратиться в суд. Но судебной практики тогда еще не было.
Нелегко приходилось и мне, и судьям. Я составила огромное количество исков. Не ради прибавки к жалованью - бесплатно. Прошла сотни судов. И мне действительно было приятно, когда люди, закрывая двери залов заседаний, вздыхали с облегчением. А я чувствовала свою востребованность, возможность и желание помочь. На самом деле это немаловажно, когда человек в обществе отдает и получает отдачу. Процесс - взаимовыгодный. Он наполняет человека уверенностью, оптимизмом, придает еще один смысл существованию в потоке бесконечных дел и забот.
«Мы так воспитаны. Мы живем и работаем в Татарстане»
- А еще утверждают, что вы ведете личный прием граждан не у себя в кабинете, а в зале приема заявителей.
- Это не совсем так. Я и мои заместители принимаем граждан пять дней в неделю. За эти дни к нам приходят за профессиональным советом до сорока человек. Больше просто принять невозможно.
Люди обращаются к руководству в сложных ситуациях, когда чаще всего уже испробовали другие способы в них разобраться. И здесь необходим тщательный анализ документов и проработка возможных вариантов решения проблемы. Так что одному человеку может понадобиться и часа два времени.
Многие из тех, кто к нам обращаются - пожилые люди. Не всегда они чувствуют себя вполне здоровыми, волнуются перед приемом. Чтобы не заставлять их преодолевать лестничные пролеты до третьего, четвертого этажей, я и мои сотрудники спускаемся в помещение в зале приема. Зависит от желания самого заявителя. Но поинтересоваться на входе в кадастровую палату, как ему будет удобнее – непреложное правило. Ведь у нас у всех есть родственники и близкие в возрасте. Это элементарное чувство уважения к тем, кто тебя старше. Мы так воспитаны. Мы живем и работаем в Татарстане.
«Я сравниваю нашу работу с кропотливым вышиванием»
- Традиционное представление о специалисте, работающем с землей, связано с неким «мужским» стереотипом: кадастровый инженер, картограф, оценщик и т. п. в представлении обывателя - это, скорее, «мужская» профессия. На деле же получается, что большинство сотрудников Кадастровой палаты и МФЦ – женщины. Чем это можно объяснить? Есть ли у женщины в этом направлении какие-то свои преимущества?
- В нашем коллективе соотношение примерно такое – 10 % мужчин, 90% - женщин. Мужчин мы любим и заботимся о них (улыбается). Они хорошие сотрудники и наши верные помощники. Но, как понимаете, в основном, эта работа в женских руках. И надо отметить, не только красивых, но и надежных.
Я сравниваю нашу работу с кропотливым вышиванием. Сначала надо разобраться, а потом создать стройную, правильную картину. Кадастровый учет – это графика, описание, характеристики, большое количество правил и «смежных» законов. Сотруднику, чтобы вынести правильный проект решения – учет или неучет, необходимо проверить и запомнить множество точек координат, границ участков, которые, часто пересекаясь, сплетаются в хитроумный узор.
Помню случай из практики. Поступило заявление об учете земель сельхозназначения. В документах – масса ошибок и пересечений. Неделю сотрудница изучала каждую из них. В результате – решение о приостановлении кадастрового учета на 17 листах! Но при этом в нем были описаны способы исправления каждой из ошибок.
Мы ведь не только отказываем в учете по причинам, установленным законом, но и даем рекомендации, как исправить ситуацию. Это очень скрупулезная работа, требующая терпения и профессиональных знаний.
«О работе руководителя и учреждения лучше судить по результатам»
- Ленара Акмалутдиновна, два года назад вы возглавили еще и Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. Как удается совмещать две такие ответственные должности? Что помогает успешно руководить?
- Мне очень близко по мировоззрению и стилю работы высказывание Генри Форда «Отберите у меня все мои заводы, отберите фабрики и активы мои, но оставьте мою команду, и вы увидите, я очень скоро опять стану миллионером». Я считаю, что главное - уметь работать в команде и создать такую команду, которая будет работать профессионально. У меня теперь две такие команды! Благодаря Рустаму Нургалиевичу.
Сейчас концепция развития госуслуг в стране такова: функции приема и выдачи документов госучреждения передают МФЦ. Соответственно, сокращается и количество служащих в учреждениях. А это опытные профессионалы. Несколько лет назад одной из итоговых коллегий Управления Росреестра и Кадастровой палаты по Республике Татарстан наш Президент отметил, что в МФЦ должны работать грамотные специалисты. И теперь в многофункциональных центрах прием ведут бывшие сотрудники кадастровой палаты и Росреестра. В общем-то, и создавались МФЦ на базе офисов Управления Росреестра и Кадастровой палаты тоже по инициативе главы Татарстана, который как предвидел, что это наиболее оптимальный с хозяйственной точки зрения и удобный для граждан вариант.
Сейчас среди двухсот услуг, оказываемых в МФЦ, лидируют все-таки услуги, связанные с регистрацией и кадастровым учетом. В республике 50 филиалов МФЦ, и практически все они располагаются в новых или капитально отремонтированных зданиях, где созданы хорошие условия для посетителей. Новые здания МФЦ сейчас строятся в Чистополе и Сабах.
Так что можете написать, что я из числа везунчиков. Меня поддерживают коллеги из Управления Росрееестра, кадастровой палаты и Президент республики.
- Похоже, вы сильная женщина, раз с такой легкостью нивелировали свою роль, как руководителя?
- Наверно, все-таки о работе руководителя и учреждения лучше судить по результатам. Со стороны виднее. Скажу лишь, что кадастровая палата Татарстана шесть раз становилась площадкой для федеральных «пилотных» проектов. Все они реализованы успешно.
Надеюсь, что для своих сотрудников, я не только руководитель, но и близкий по убеждениям, жизненным принципам человек, к которому всегда можно обратиться за советом и помощью. Как-то на наш профессиональный праздник коллектив посвятил мне притчу. В ней рассказывается о том, как ученики отвечали на вопрос своего наставника «Что делать?» в условиях сильнейшего снегопада. Ответы были разные. Но от своего духовного наставника ученики ждали особенных предложений. Он вздохнул, и сказал «Лопаты в руки – и вперед!» (смеется). Это действительно не последний принцип в нашей работе.
«От своих близких я получаю максимум поддержки»
- Ленара Акмалутдиновна, удается ли вам совмещать работу, отнимающую огромное количество времени, с обязанностями, которые общество традиционно ждет от женщины – «дом, семья, дети»?
- Другими словами, вы хотите знать, не заброшена ли моя семья? Сейчас почему-то эта сторона жизни деловых женщин интересует многих. Семья в порядке, и она на первом месте. Мой рабочий день начинается раньше семи утра. Я стараюсь успеть выполнить планы на день в свой рабочий день, если, конечно речь не идет об экстренных ситуациях. А вечер я посвящаю моей семье. Много внимание уделяем родителям. От своих родных и близких я получаю максимум внимания и поддержки.
- Остается ли время «на себя, любимую»? В чем черпаете самые яркие впечатления, стимул для жизни?
- Из самой жизни (улыбается). Стараюсь ко всему происходящему относиться с оптимизмом, а когда необходимо - и с определенной долей иронии.
Жизнь может преподнести сюрпризы в любой момент. А самые, казалось бы, банальные события могут оставить самые яркие и незабываемые впечатления. Например, нежная и одновременно колючая роза, распустившаяся в моем цветнике. Ей, величественной красавице, и дела нет до того, что появилась она на этой земле благодаря и моим стараниям. А я ей благодарна за ее цветущий вид, который подарил мне эстетическое наслаждение и хорошее настроение.
Вот так и с людьми. Одни только своим видом разгоняют тучи, другие наоборот. Поэтому человек должен находить время на себя. Моя мама всегда говорила, что женщина не имеет права выглядеть неухоженной. Нигде. А в кругу семьи - особенно. Если не хватает времени, она отыщет двадцать пятый час в сутках, чтобы «почистить перышки» и выглядеть на все сто. Училась на ее примере и почти неосознанно переняла этот опыт. Но вполне сознательно говорю ей за это спасибо! И за многое другое.
Мама – не только мой самый близкий человек, лучший друг, но и первый критик. Я сама мама, и понимаю, как тяжело находиться сразу в нескольких ипостасях. Но это того стоит. Всем вечно заботящимся, обеспокоенным и любящим мамочкам – легких дней, спокойных ночей и счастливых детей! И побольше возможностей тратить время на себя, искренне любимых родными.
Беседовала Алена Мартынец