Дети без крыши над головой

04.07.2008 12:10

Как известно, ячейкой нашего общества является семья. Любой ребенок, мечтает иметь любящих и заботливых родителей, иметь семью, но вот не всем им везет… Некоторые не чувствуют ни поддержки, ни сочувствия и вообще разочарованы в реализации своих законных прав. Речь идет о самой незащищенной категории граждан – детях, которые остались без попечения родителей и детях-сиротах, которые оказались в тяжелой жизненной ситуации отнюдь не по своей воле, а зачастую, из-за родителей.

Взрослые против детей?
Право на жилье отнесено федеральным законодательством к числу основных гарантий для несовершеннолетних этой категории. Однако на протяжении последних лет в республике остается крайне напряженной ситуация с обеспечением жильем одной из самых социально незащищенных категорий населения &"151; детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Прокуратурой Республики Татарстан проведена проверка исполнения требований жилищного законодательства в части закрепления и обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в органах опеки и попечительства Республики Татарстан.
На 1 января 2008 воспитываются под опекой (попечительством) 5631 ребенок, в приемных семьях &"151; 1506 детей, в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей &"151; 853.
В настоящий момент нуждаются во внеочередном предоставлении жилья из числа воспитанников детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 162 человека, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся под опекой (попечительством) и в приемных семьях &"151; 644 человека.
По результатам мониторинга из 166 выпускников 2007 г. детских домов и школ-интернатов 21 имеет непригодное для проживания жилье, 37 состоят на учете на получение жилья. В 2008 году планируется выпустить 49 человек, из них 7 имеют непригодное жилье, 12 состоят на учете на получение жилья.
Проведенные прокурорские проверки свидетельствуют о том, что имеют место нарушения требований законодательства об охране жилищных прав по республике и принцип максимальной защиты прав детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, в полной мере не соблюдается.
В соответствии со ст. 121 Семейного Кодекса РФ, защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, а также в других случаях отсутствия родительского попечения, возлагается на органы опеки и попечительства.
Согласно ст. ст. 148, 149 СК РФ дети, находящиеся под опекой (попечительством), оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
Законом Республики Татарстан «Об организации деятельности органов опеки и попечительства в Республике Татарстан» №8-ЗРТ от 27.02.2004 (в редакции от 24.12.2007 года) к функциям органа опеки и попечительства отнесено принятие мер по защите жилищных прав несовершеннолетних и подопечных, созданию муниципальных жилищных фондов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для обеспечения их жилой площадью.
В нарушение вышеуказанных требований закона органы опеки и попечительства, администрации детских домов и школ-интернатов для детей-сирот, опекуны (попечители) ненадлежащим образом исполняют требования жилищного законодательства в части закрепления и обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не выполняют возложенные на них функции по защите жилищных прав и законных интересов детей данной категории.
Проверка показала, что в нарушение ст. 15, 30, 31 Жилищного кодекса РФ, ст. 292 ГК РФ органами местного самоуправления выносятся постановления о закреплении за детьми жилого помещения, непригодного для проживания, однако органы опеки и попечительства никаких мер к устранению нарушений жилищных прав одной из самых социально незащищенных категорий населения &"151; детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, меры к недопущению таких нарушений не предпринимают.
Например, руководителем Исполнительного комитета «Новокишетское сельское поселение» Арского района РТ издано Постановление N 179, согласно которому за Шарафутдиновым М. закреплено жилье, непригодное для проживания.
В Лениногорском районе выявлены факты вынесения органами местного самоуправления постановлений о закреплении за детьми жилого помещения, непригодного для проживания, а также принадлежащих на праве собственности родственникам, опекунам. Так, за несовершеннолетней Жанабиловой А.М. закреплено жилое помещение по месту жительства опекуна, причем последнему не принадлежащее на праве собственности, за несовершеннолетними Карабаевым Л.Л. и Карабаевой О.А. закреплено жилье, которое является непригодным для проживания. Кроме того, данные несовершеннолетние в списке на внеочередное получение жилого помещения не включены.
Также в списки не включены находящиеся на содержании в Детском доме несовершеннолетние Окладовы, не имеющие жилья. Администрацией детского дома заявления о постановке их на учет в жилищную комиссию не поданы.
Постановлением Главы администрации Приволжского района г.Казани за несовершеннолетним Орловым С. была закреплена жилая площадь в частном секторе. При закреплении площади за несовершеннолетним не учтена ветхость жилого помещения, что усматривается из акта обследования жилого помещения. За время нахождения несовершеннолетнего под опекой в госучреждении жилое помещение стало непригодным для проживания, однако органом опеки и попечительства мер к защите жилищных прав Орлова С. не предпринято.
За еще одним несовершеннолетним была закреплена жилая площадь по ул.Шаляпина. В период нахождения несовершеннолетнего в интернате все жильцы вышеуказанного дома были переселены в благоустроенное жилье, так как дом был включен в Программу ликвидации ветхого фонда. Поскольку опекуны несовершеннолетнего, а также госучреждения, в которых находились несовершеннолетние, по вопросу предоставления жилья не обращались, жилая площадь для их переселения не выделялась.
Постановлением Главы администрации г. Казани от 04.05.2005 года N 1037 «О жилых домах, частично отселенных по Программе ликвидации ветхого жилого фонда и реконструкции кварталов ветхого жилья в г. Казани» дом по улице Шаляпина включен в список жилых домов, подлежащих исключению из Программы ликвидации ветхого жилого фонда и реконструкции кварталов ветхого жилья в г. Казани для реализации с торгов освобожденных помещений. Согласно пояснениям представителей администрации оснований для предоставления несовершеннолетнему другого жилого помещения не имеется и ему необходимо вселиться в закрепленную за ними квартиру, где отсутствуют окна, двери и коммуникации.
Выявлены факты оказания платных услуг за ускорение рассмотрения документов по сделкам с недвижимостью несовершеннолетних. Так, Приказом по муниципальному учреждению «Управление образования г. Елабуга» N 45 от 05.05.2003 создана хозрасчетная группа для подготовки и рассмотрения вопросов, связанных с отчуждением жилой площади сособственниками или нанимателями которой являются несовершеннолетние, а также вопросов, связанных с регистрацией несовершеннолетних.
Выполнение данных обязанностей возложено на отдел по охране и защите прав детства МУ «Управление образования» на платной основе. Прокурором г. Елабуги незаконный приказ опротестован.
Прокурором г. Набережные Челны в МОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-медико-социального сопровождения N 85» выявлен факт нарушения закона в части оказания услуг по досрочной подготовке и выдаче разрешений на отчуждение жилых помещений и другого имущества несовершеннолетних за плату в сумме 300 рублей. По выявленным нарушениям закона также внесен протест на устав центра и положение о платных дополнительных услугах.
В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» регистрационный учет детей, оставшихся без попечения родителем, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ним жилой площади), так и по месту временного пребывания (в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, семье опекуна (попечителя, приемной семье).
Указанные требования закона нарушаются. Так, в Елабужском районе не были поставлены на регистрационный учет по месту жительства 7 детей, находящихся под опекой или воспитывающихся в приемных семьях. В личных делах детей отсутствует надлежащая информация об их регистрации и по месту закрепления жилой площади. Таким образом, органы опеки и попечительства контроль за регистрационным учетом детей надлежащим образом не осуществляют. В личных делах детей, состоящих на учете в отделе по охране и защите прав детства МУ «Управление образования Елабужского муниципального района», как правило, отсутствует информация о регистрационном учете, как по месту закрепления жилой площади, так и по месту фактического проживания, в связи с чем прокурором города подготовлены исковые заявления о постановке указанных несовершеннолетних на регистрационный учет по месту фактического проживания в Елабужском муниципальном районе.
В нарушение вышеуказанной нормы в Сабинском районе дети, оставшиеся без попечения родителей, снимаются с места жительства (с места закрепления за ними жилой площади) и регистрируются по месту временного пребывания (семье опекунов). Так, 6 детей (1991-2003 года рождения) сняты с регистрационного учета с места закрепления за ними жилья и зарегистрированы по месту пребывания &"151; в приемных семьях с согласия органа опеки и попечительства.
Изучение личных дел в органе опеки и попечительства г.Набережные Челны показало, что в личном деле несовершеннолетней девочки, 1992 г.р., проживающей в г. Набережные Челны с опекуном, закрепленное жилье которой в Актанышском районе РТ, отсутствуют сведения о регистрации ее по месту пребывания в семье опекуна. Аналогичные нарушения выявлены при изучении личных дел находящихся под опекой и других несовершеннолетних, проживающих в семье приемных родителей.
Махинации с приватизацией, наследством, или дети за бортом?
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 14 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей (усыновителей), опекунов с предварительного разрешения органа опеки и попечительства либо по инициативе указанных органов. Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, передаются им в собственность по их заявлению с согласия родителей (усыновителей), попечителей и органов опеки и попечительства.
В Лениногорском районе выявлен факт приватизации ранее закрепленного жилья мальчика-сироты 1995 г.р., без его участия. На момент устройства его органами опеки и попечительства в детский дом, мальчик был зарегистрирован в хорошей благоустроенной городской квартире с правом на жилое помещение, данное жилое помещение за ним было закреплено постановлением главы администрации. Однако с разрешения органа опеки и попечительства он необоснованно снят с учета и временно зарегистрирован в частном доме, после чего квартира была приватизирована дядей мальчика.
В Елабужском муниципальном районе в нарушение требований данного закона ни опекун, ни органы опеки и попечительства не выступили инициаторами закрепления права на жилую площадь также в хорошей благоустроенной квартире за несовершеннолетней девочкой, 1993 г.р., мать которой в 2005 году умерла.
Также в г. Елабуге в нарушение сроков принятия несовершеннолетними наследства после смерти родителей не оформлено право на наследование жилой площади двумя детьми. В личных делах опекаемых и несовершеннолетних воспитывающихся в приемных семьях, информация нотариуса о выдаче свидетельства о праве на наследство, как правило, отсутствует. Органы опеки указанную информацию не запрашивают.
Изучение личных дел детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся под опекой, приемных семьях, также показало, что должностными лицами отдела опеки и попечительства не всегда осуществляется на должном уровне контроль за соблюдением жилищных прав лиц вышеуказанной категории.
Так, решением Сабинского районного суда родители несовершеннолетнего мальчика были лишены родительских прав, однако с момента признания несовершеннолетнего оставшимся без попечения, т.е. с 17.12.2004, органом попечительства не приняты меры по закреплению жилья за несовершеннолетним.
Ненадлежащим образом ведется работа по закреплению имеющегося жилья за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в Агрызском, Апастовском районах. В Пестречинском районе специалистом по охране детства своевременно не принимались меры к выявлению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Так, не решен вопрос о постановке на учет в жилищно-бытовой комиссии нуждающихся в улучшении жилищных условий детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, органом опеки и попечительства не осуществляется контроль за жилыми помещениями, закрепленными за детьми, не проверяется их состояние, не принимаются меры для решения вопроса о выселении из закрепленного жилого помещения родителей, лишенных родительских прав, в случаях приведения ими жилого помещения в непригодное для проживания состояние.
Органами опеки и попечительства не всегда принимаются меры по возврату незаконно отчужденного имущества, принадлежащего несовершеннолетнему. Один опекун несовершеннолетнего мальчика продала жилую площадь, собственником которой являлся несовершеннолетний. До настоящего времени другая жилая площадь опекуном не предоставлена, опекаемый зарегистрирован на жилой площади опекуна.
В ходе проверки законности использования пустующих жилых помещений детей, оставшихся без попечения родителей, установлено, что допускаются нарушения. Так, например, договор найма жилого помещения, принадлежащего сестрам Марии и Галине, 1993 г.р., проживающих в приемной семье, заключен не приемными родителями, обладающими правами и обязанностями опекуна (попечителя), а отделом опеки и попечительства Исполнительного комитета г. Набережные Челны в лице его руководителя. Другой пример нарушения закона допущен при заключении договора найма квартиры, принадлежащей проживающей в настоящее время в приемной семье девочке, 2003 г.р. Кроме того, имеются записи, что в квартире нанимателями сделан текущий ремонт, однако подтверждающие документы отсутствуют.
Далее, договор найма жилого помещения, закрепленного за Чашкиной Д., 1993 г.р., проживающей с опекуном, в нарушение закона также был заключен руководителем Исполнительного комитета города. Согласно договору наниматель обязуется выплачивать 1000 рублей ежемесячно за найм комнаты в малосемейной квартире, в том числе оплачивать квартплату и коммунальные услуги, однако документы, подтверждающие надлежащий контроль со стороны должностных лиц отдела опеки и попечительства за соблюдением жилищных прав подопечного, отсутствуют.
В Ютазинском районе выявлен факт сдачи жилого помещения  несовершеннолетних Зиминых в аренду (!!!), однако договор аренды с опекуном не заключен, арендная плата на личные счета детей не вносятся, чем грубо нарушаются имущественные и жилищные права несовершеннолетних.
Безразличие воспитательных учреждений
Детям, находящимся на полном государственном попечении в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населениях, опекуны (попечители) не назначаются (если их не усыновили (удочерили) или не приняли в приемную семью). Выполнение их обязанностей возлагается на администрации этих учреждений, которые выполняют обязанности государственного попечителя, в том числе по обеспечению сохранности жилья и принадлежащего воспитанникам имущества.
В работе государственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеются недостатки по сохранению жилой площади их воспитанников.
В Лениногорском детском доме находится несовершеннолетняя девочка, 1992 г.р., зарегистрированная в квартире г. Лениногорска. Органом опеки и попечительства дано разрешение на приватизацию этой квартиры в пользу несовершеннолетней, однако приватизация не осуществлена ввиду наличия долга по коммунальным платежам на сумму, превышающую 30 тыс. рублей. Администрацией Детского дома после отказа жилищных органов в праве на приватизацию другие меры к решению этого вопроса не принималось. Кроме того, администрацией детского дома не осуществлялся контроль за сохранением и использованием этого жилья, так как в ходе проверки установлено, что в квартире проживает без регистрации брат несовершеннолетней, в то время как администрация могла использовать жилое помещение в интересах несовершеннолетней. Не осуществляется контроль за сохранением и использованием закрепленного жилья других воспитанников, о чем свидетельствует отсутствие сведений о статусе жилья и его состоянии (на основании личных дел еще 6 детей).
В личных делах воспитанников информация о месте проживания их родителей имеется на момент устройства (в постановлении об устройстве, решении суда о лишении родительских прав, выписке из домовой книги). Должные меры к сбору информации об оставшемся наследстве и оформлению права наследования воспитанниками не принимаются.
Выводы
В целом, в некоторых районах республики допускаются однотипные нарушения, характерные для всех личных дел, а именно, не обследуются жилищно-бытовые условия по месту закрепления жилых помещений, что свидетельствует об отсутствии контроля за сохранением и использованием закрепленного жилья, что в свою очередь может привести к негативным последствиям для дальнейшей судьбы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утрате их жилья, либо приведение жилья в непригодное для проживания состояние.
Иногда отсутствует информация о количестве жилых помещений, пришедших в ветхое, непригодное к проживанию в них состояние из-за непринятых мер к их сохранению и использованию в интересах детей, о количестве выпускников, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилья, о законности использования жилых помещений.
При этом некоторые органы опеки и попечительства контроль за деятельностью образовательных учреждений, где содержатся и обучаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не осуществляют (к счастью, не везде).
Подводя итог, следует отметить необходимость принятия безотлагательных мер к устранению и недопущению нарушений жилищного законодательства в части закрепления и обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также проведение служебных проверок и решение вопросов о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших вышеуказанные нарушения законодательства. В противном случае, Год семьи окажется для некоторых детей годами на улицах, и благотворительность потом будет им уже не нужна, им лишь нужны их права, а не корыстные интересы взрослых и безразличие.

НК, Леонид Султанов

Похожие статьи

comments powered by HyperComments

Последние статьи

Недавно компания Илона Маска Tesla презентовала керамическую черепицу со встроенными солнечными батареями. Какие строительные материалы останутся в будущем, а какие, скорее всего, исчезнут?


1 день назад
Скоро наступит 2017 год. Хотите почувствовать приближение Нового года заранее, встретить его без суеты и спешки – займитесь украшением своего дома прямо сейчас.
2 дня назад
Сбербанк предложил своим клиентам при приобретении квартиры расплачиваться с застройщиком банковской картой – можно списать как всю стоимость жилья, так и первый взнос по ипотеке.
2 дня назад