Не наказать, а навести порядок

10.07.2008 14:44

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан подвело итоги своей работы в сфере контроля деятельности рекламы в первом полугодии 2008 года. Всего в первом полугодии было возбуждено 98 дел, взыскано штрафов на сумму порядка 2,5 миллионов рублей. И по количеству дел и по сумме штрафов это больше, чем за весь 2007 год.

Заместитель руководителя Татарстанского УФАС России Евгений Костюшин рассказал журналистам об итогах года и поделился с планами на будущее.

Итоги работы Управления впечатляют: в первом полугодии 2008 года Татарстанское УФАС возбудило 98 дел за нарушение законодательства о рекламе, по результатам рассмотрения дел было выдано 60 предписаний об устранении нарушений. Взыскано штрафов на сумму 2 449 000 рублей. Если сравнить со всем 2008 годом, когда было рассмотрено всего 73 факта нарушения, то можно с уверенностью сказать, что динамика фактов нарушений на конец текущего года будет значительно выше, чем в прошлом.

Более того, отметил в своем выступлении Евгений Костюшин, сохраняется тенденция к увеличению. Рост количества дел, возбужденных УФАС Евгений Костюшин комментирует так:

- В основе роста количества недостоверной рекламы лежат две основополагающие причины: во-первых, это правовой нигилизм. Не все рекламодатели внимательно изучают закон «О рекламе». Во-вторых, это бездеятельность самих рекламодателей – вся информация о возбужденных делах открыта и содержится на нашем официальном сайте , любой желающий может ознакомиться с ними. Есть случаи, когда компании, неудовлетворенные нашими предписаниями пытались их обжаловать в суде, но, как правило, мы всегда выходим победителями.

Направления развития

Сомнительное лидерство по количеству возбужденных дел удерживает реклама медицинских и косметологических услуг. Реклама медицинских центров, салонов красоты, оказывающих медицинские услуги, например, пирсинг, татуаж и др. без соответствующей лицензии на косметологию – в первом полугодии возбуждено 34 дела, наложены штрафы в размере 226000 руб. (Интересно на этом фоне выглядят солярии – лицензия на них не нужна (они определены бытовым прибором), хотя при их посещении оказывается мощнейшее физиотерапевтическое воздействие на весь организм).

Второе место в рейтинге нарушений досталось рекламе финансовых услуг – 28 дел, штрафы на сумму 99000 руб.. Сюда относится реклама, связанная с привлечением денежных средств физических лиц на строительство жилья, и реклама потребительского кредитования.

Законом четко прописаны требования к рекламе долевого строительства жилья. Один из них &"151; реклама о привлечении денежных средств физических лиц на строительство допускается только на основании договора участия в долевом строительстве. Такая реклама должна содержать сведения о месте и способах получения проектной декларации, ссылку на опубликование в СМИ или интернете проектной декларации, государственной регистрации права собственности или права аренды на земельный участок, предоставленный для строительства. Еще один важный момент &"151; не допускается реклама, связанная с привлечением денежных средств физических лиц участников долевого строительства, до выдачи в установленном порядке разрешения на строительство.

Евгений Костюшин:

- К сожалению, некоторые строительные компании требованиями к привлечению дольщиков пренебрегают. Но мы не можем не заметить и положительные изменения в рекламе долевого строительства. В некоторых специализированных изданиях, например, в журнале «Казанская Недвижимость», стало особое внимание уделяться требованиям закона «О рекламе».

Еще одно из приоритетных направлений в этом году &"151; нарушения законодательства при рекламе потребительского кредитования. Проведенный анализ свидетельствует о распространенности нарушений прав граждан в данной области, в том числе касающихся непредставления кредитными учреждениями исчерпывающей и достоверной информации об условиях кредитования. Вопреки требованиям закона, декларируемая процентная ставка зачастую оказывается в несколько раз ниже реальной, в связи с чем у граждан возникают задолженности по платежам. При выявлении подобных случаев мы тесно контактируем с прокуратурой.

Антимонопольная служба республики в дальнейшем не намерена ослаблять контроль рекламной деятельности, и все направления данной сферы сохранят свою приоритетность.

Большую долю дел (порядка 90%) управление возбуждает самостоятельно – регулярно специалисты УФАС проводят мониторинг СМИ (в том числе просмотр телевизионных каналов и прослушивание радио), однако некоторая часть обращений поступает и от граждан. Любой человек, заметивший правонарушение в рекламе товаров или услуг, может лично обратиться в УФАС. Если нарушения имеют место, то дело в отношении недобросовестного рекламодателя/рекламораспространителя будет возбуждено.

Однако в истории деятельность УФАС по РТ есть дела, рассмотрения которых прекращаются. Так, например, в рекламе не разрешено употреблять слова и непонятные термины на иностранном языке, которые вводят покупателей в заблуждение. Но было прекращено дело в отношении рекламодателя, который употребил в рекламе слово «sale» (с англ. распродажа), так как было сочтено, что это слово не вводит покупателей в заблуждение.

В завершении пресс-конференции Евгений Костюшин отметил о перспективах развития Управления:

- Мы не собираемся ослаблять контроль за рекламной деятельностью. Однако наша цель не наказать максимальное количество компаний, а навести порядок.

НК, Гузель Вагапова

Похожие статьи

comments powered by HyperComments

Последние статьи

Недавно компания Илона Маска Tesla презентовала керамическую черепицу со встроенными солнечными батареями. Какие строительные материалы останутся в будущем, а какие, скорее всего, исчезнут?


2 дня назад
Скоро наступит 2017 год. Хотите почувствовать приближение Нового года заранее, встретить его без суеты и спешки – займитесь украшением своего дома прямо сейчас.
3 дня назад
Сбербанк предложил своим клиентам при приобретении квартиры расплачиваться с застройщиком банковской картой – можно списать как всю стоимость жилья, так и первый взнос по ипотеке.
3 дня назад