Предоставление жилищно-коммунальных услуг: вопросы и ответы

15.07.2008 17:14
Какие документы регламентируют предоставление жилищно-коммунальных услуг?

1. Прежде всего договор. Собственники, жильем которых управляет специализированная компания, заключают договор с данной организацией; собственники, решившие управлять самостоятельно, имеют договора непосредственно с поставщиками услуг. Если в доме создано товарищество собственников жилья или домом управляет жилищно-строительный кооператив, соответствующим документом является решение общего собрания.

Теперь о законодательной базе. Прежде всего, это Жилищный кодекс Российской Федерации. Иметь его и знать хотя бы основные положения важно любому собственнику, заинтересованному в эффективной эксплуатации и сохранности своего жилья.

Постановление Правительства РФ № 306 от 23 мая 2006 года утвердило правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг; постановление Правительства РФ № 307, датированное тем же днем, подробно регламентирует порядок потребления коммунальных услуг гражданами; постановление Правительства РФ № 491 от 13 августа 2006 года утвердило правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правила изменения платы в случае оказания услуги ненадлежащего качества. И еще один подробный, поэтому объемный, документ, способный пролить свет на организацию оказания жилищных услуг &"151; Постановление Госстроя РФ № 170 от 27 сентября 2003 года о правилах и нормах эксплуатации жилищного фонда.

2. Является ли заключение договора обязательным для предоставления жилищно-коммунальных услуг и кому выгодно заключение договора – поставщику или потребителю?

Заключение договора обязательно. А выгодно это той стороне, которая желает заранее оговорить права и обязанности, а после этого твердо намерена следовать и контролировать исполнение договора. Письменная форма договоренности является гарантом соблюдения его участниками принятых на себя обязательств.

3. Что должен обязательно содержать договор по предоставлению жилищно-коммунальных услуг и какие пункты необходимо внести, чтобы защитить себя от ненадлежащего исполнения поставщиком своих обязательств?

Прежде всего, договор должен содержать условие о предмете, то есть по поводу чего, собственно говоря, заключается договор. Этот документ должен содержать пункты о правах и обязанностях сторон, а также ответственности, которая наступает, если одна из сторон не выполняет обязательств.

Условие о стоимости услуг – обязательное. Цена услуги, порядок расчета платежей, сроки оплаты – все это должно быть оговорено в договоре, точно так же, как порядок изменения размера платы при предоставлении услуги ненадлежащего качества или с перерывами. Обязательно нужно учесть, что в договоре должен быть прописан порядок установления факта поставки некачественной услуги.

Еще одно обязательное условие договора – сроки и порядок поставки жилищно-коммунальных услуг, без этого договор может быть признан недействительным.

Условия, содержащие требования к качеству и количеству поставляемых услуг, выгодно прописать в первую очередь потребителю.

Немаловажными являются условия изменения, расторжения и продления срока действия договора.

В целом, условия договора не должны противоречить действующему законодательству. Напомним, что примерный текст договора, в полной мере учитывающий интересы потребителей жилищно-коммунальных услуг, можно скачать на сайте Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства республики: www.minstroy.tatar.ru

4. Что нужно предпринять, если поставщик отказывается вносить изменения в договор, подготовленный им же самим?

Прежде всего, подготовить протокол разногласий и направить его поставщику по почте с уведомлением о вручении или нарочным с отметкой о получении. Если в течение месяца ответ не получен или же получен отрицательный ответ, нужно обращаться в суд.

5. Как действовать, если в расчете платы за жилищно-коммунальные услуги учитывают нормативы, а не показания индивидуального счетчика?

Показания индивидуального прибора учета, если он соответствует предъявляемым требованиям и должным образом зарегистрирован, должны быть приняты для расчета платежа в обязательном порядке. Если счет-фактура отображает не показания счетчика, а нормативные расчеты, нужно обратиться в организацию, осуществляющую управление вашим домом. Существует практика, когда перерасчет, согласно показаниям счетчика, производится по истечении определенного времени, а до того сумма начисляется, исходя из принятых нормативов. В случае необоснованного отказа рассчитывать плату по показаниям индивидуального прибора учета рекомендуем обратиться в жилищную инспекцию.

6. В каком случае услуга может быть признана услугой ненадлежащего качества?

К каждой услуге требования свои. Начнем с водоснабжения. Водоснабжение (холодное и горячее) должно быть бесперебойным и круглосуточным в течение года. Допустимая продолжительность перерыва подачи воды: 8 часов (суммарно) в течение месяца, не более 4 часов единовременно, а при аварии на тупиковой магистрали – не более 24 часов. За каждый час превышения допустимой продолжительности размер ежемесячной платы снижается на 0,15 процента. Отклонение норм давления, а также состава свойств холодной и горечей воды не допускается. В случае выявления данных нарушений также производится перерасчет. Температура горячей воды должна быть не менее 50 С, допустимое отклонение в ночное время не более 5 градусов, в дневное – не более 3.

Далее об электроснабжении. Допустимая продолжительность перерыва электроснабжения – не более 2 часов при наличии двух независимых источников питания и не более 24 часов при наличии одного источника питания. За каждый час превышения допустимой продолжительности размер ежемесячной платы снижается на 0,15 процента. Не допускается отклонение напряжения от действующих федеральных стандартов, снижение размера платы в данном случае происходит также на 0,15 процента за каждый час поставки услуги ненадлежащего качества.

Газоснабжение должно быть также круглосуточным и бесперебойным. Допустимая продолжительность перерыва не более 4 часов (суммарно) в течение месяца. За каждый превышающий данный перерыв час размер платы снижается на 0,15 процента.

Услуга отопления поставляется по следующим параметрам: начало и окончание отопительного периода определяется местным органом власти (напомним: начало отопительного сезона устанавливается при среднесуточной температуре наружного воздуха ниже 8 С, а конец отопительного периода при среднесуточной температуре наружного воздуха выше 8 С в течение пяти суток подряд). Если в доме автономная система отопления &"151; сроки начала и окончания отопительного сезона определяют собственники помещений. Температура воздуха в жилых помещениях должна быть не ниже 18 С, в угловых комнатах &"151; не ниже 20 С. Причем допустимое снижение температуры в ночное время &"151; не более 3 градусов, допустимое превышение – не более 4 градусов.

Допустимая продолжительность перерыва отопления не должна превышать 24 часов (суммарно) в течение одного месяца, и 16 часов единовременно – при температуре воздуха в жилых помещениях от 12 до 18 градусов, 8 часов &"151; при температуре в квартире от 10 до 12 градусов, 4 часов &"151; при температуре от 8 до 10 градусов. За каждый час, превышающий допустимую продолжительность, или за каждый час отклонения температурных показателей размер ежемесячной платы снижается на 0,15 процента.

Поставка жилищных услуг (управление жилищным фондом, работы по техническому обслуживанию и ремонту жилых зданий, санитарному содержанию, сбору и вывозу бытовых отходов, благоустройству придомовой территории и т.д.) регулируется следующим образом. Общее собрание собственников самостоятельно решает с какой периодичностью и как будут оказываться эти услуги, сколько это будет стоить. Можно ограничиться поддержанием порядка в соответствии с принятыми правилами и нормами, а можно изменить структуру оказываемых услуг, обеспечив жителям более комфортные условия проживания.

7. Как нужно зафиксировать факт непредоставления услуги или предоставления ее ненадлежащего качества для того, чтобы был произведен перерасчет?

В первую очередь необходимо уведомить аварийно-диспетчерскую службу. Это можно сделать как в письменной форме, так и в устной (в том числе по телефону). Необходимо сообщить свое имя, адрес, а также изложить суть проблемы. В свою очередь сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить свое имя, регистрационный номер заявки и время ее приема.

Далее процедура прописана таким образом: если сотруднику аварийно-диспетчерской службы известны причины происшедшего, он обязан сообщить о них и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации. Эта отметка и будет являться основанием для признания факта непредоставления услуги или предоставления услуги ненадлежащего качества. Если сотруднику аварийно-диспетчерской службы не известны причины происшедшего, он должен согласовать с потребителем точное время и дату установления факта или согласовать время и дату проверки качества предоставления услуги.

По результатам проверки составляется акт, он подписывается потребителем услуги и исполнителем по договору предоставления услуги. Если эти две стороны не приходят к единому мнению, то они назначают новое время для проведения экспертизы, на которую теперь уже приглашаются представители государственной жилищной инспекции и общественного объединения потребителей.

8. Что должен содержать акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении их ненадлежащего качества?

Прежде всего, там должны быть указаны параметры нарушения качества, а также время и дата начала непредоставления услуги или предоставления ее ненадлежащего качества. Очень важно отметить, что началом непредоставления услуги будет считаться момент, когда была подана заявка в аварийно-диспетчерскую службу, либо время, указанное в акте, либо время начала нарушений поставки услуг, которое зафиксировал общедомовой или индивидуальный прибор учета (если это может быть зафиксировано счетчиками). Акт является основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги, он составляется в двух экземплярах для каждой из сторон.

9. Что делать, если в перерасчете отказывают?

Обратиться в жилищную инспекцию. Эта организация призвана защищать права граждан в вопросах предоставления жилищно-коммунальных услуг.

10. Как осуществляется перерасчет за жилищно-коммунальные услуги в случае временного отсутствия жильцов?

Перерасчет производится в случае отсутствия жильца более пяти календарных дней. Перерасчет можно потребовать при условии отсутствия счетчиков за следующие коммунальные услуги: холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электро- и газоснабжение. Плата за жилищные услуги не пересчитывается, и этому есть объяснение – подъезд и двор убираются вне зависимости от того, проживают в доме на данный момент все жильцы или нет.

Для того, чтобы произвести перерасчет, необходимо не позднее одного месяца после окончания временного отсутствия в письменной форме подать заявление на перерасчет, приложив к нему документы, подтверждающие отсутствие. Это могут быть копия командировочного удостоверения, справка о нахождении на лечении, проездные билеты, счета за проживание в гостинице и другие документы, способные подтвердить временное отсутствие жильцов. Перерасчет должен быть произведен в течение пяти рабочих дней.

11. В каком случае организация – поставщик услуги может приостановить поставку жилищно-коммунальной услуги?

Без предварительного уведомления потребителя может быть приостановлено предоставление коммунальных услуг в случае возникновения угрозы аварийных ситуаций на оборудовании или сетях, а также возникновения стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций.

В случае неполной оплаты потребителем поставщик вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг только через месяц после письменного уведомления потребителя. Причем «неполной оплатой» считается задолженность по одной или нескольким услугам, превышающая 6 ежемесячных размеров оплаты. После получения уведомления у должника есть месяц для того, чтобы погасить образовавшуюся задолженность. Если он не сделает этого, за три дня до осуществления отключения последует еще одно уведомление. Возобновление поставки услуг в полном объеме производится в течение двух календарных дней с момента полного погашения задолженности.

Поставщик услуги должен за месяц предупредить о проведении планово-предупредительного ремонта, об отключениях, вызванных фактом самовольного подключения или использования приборов и оборудования мощностью, превышающей технические характеристики внутридомовых инженерных систем.

О плановых перерывах предоставления коммунальных услуг потребитель должен быть проинформирован не менее чем за 10 рабочих дней.

Материал подготовлен пресс-службой Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РТ

 

Похожие статьи

Последние статьи

«Замануха», «утка», «фейк», «виртуалка», «пустышка», «рекламный вариант», «муляж» – на слэнге риэлторов означает идеальную квартиру-витрину, якобы сдающуюся или продаваемую по привлекательной цене, но не существующую в реальности.
6 часов назад
Коллизии, возникающие в сфере ЖКХ, столь разнообразны, что очень сложно их полностью описать в одной статье. Тем не менее, некоторые ситуации мы представим в сегодняшней подборке вопросов и ответов на тему грамотной оплаты ЖКХ.
1 день назад
Собственность, в которой для каждого участника определена имущественная доля, называется долевой. Например, у квартиры имеется не один, а несколько собственников на основании свидетельства на право собственности.
4 дня назад