Однако в строительной отрасли России существует еще ряд системных проблем, многие из которых связаны с введением саморегулирования.
Напомним, введение в действие Федерального закона Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» коренным образом меняет систему отношений между бизнесом, работающим в градостроительной сфере, и государством.
В первую очередь, нормативно-правовые акты, определяющие деятельность саморегулируемых организаций, еще не выпущены, при этом 1 января 2009 г. заканчивается время выдачи государственных лицензий. Отсутствие нормативной базы не позволит своевременно организовать деятельность саморегулируемых организаций.
В регионах нет экспертов, которые могли бы оценивать способность предприятий выполнять полный перечень работ и услуг. Отсутствие в штате саморегулируемых организаций достаточного штата квалифицированных экспертов приведет к безосновательно свободной распродаже свидетельств о допусках к различным видам строительных работ.
Проблемой для представителей среднего и, в особенности, малого бизнеса является существенное удорожание стоимости свидетельства о допуске к работам в сравнении с ценой приобретения лицензии. До конца 2008 г. размер платежей в компенсационный фонд будет составлять 300 тысяч рублей, а с января 2009 г. будет составлять: для лиц, осуществляющих деятельность по инженерным изысканиям и проектированию – 500 тыс. руб.; для лиц, осуществляющих деятельность по строительству – 1 млн руб. Кроме того, каждая саморегулируемая организация вправе определять размер единовременных вступительных и регулярных членских взносов.
Эксперты Союза строительных объединений и организаций (ССОО) считают, что с правовой точки зрения, принципиальным является факт обеспечения имущественной ответственности членов СРО в определенном размере, а не способ ее обеспечения. Поэтому установление ограничений в выборе этих способов (а закон безальтернативно требует формирование компенсационного фонда) – это неправомерное ограничение свободы экономической деятельности (статья 34 Конституции РФ), если не доказана необходимость таких ограничений.
По мнению специалистов, создание компенсационного фонда саморегулируемой организации может иметь только вспомогательное значение и взносы в него не должны быть выше 100 тыс. руб., как это и предполагалось первоначальной редакцией законопроекта. Поскольку взносы в компенсационный фонд на основании Закона будут равными для всех компаний, то формирование этого фонда будет наиболее обременительно для среднего и малого строительного бизнеса, поддержку которого провозглашает одной из важных целей государство (и развитие которого особенно важно в «депрессивных» регионах).
Реально вопрос о достаточном уровне имущественной ответственности при ведении строительной деятельности без ущерба для среднего и малого бизнеса может быть решен только путем в корректной форме обязательного страхования такой ответственности. Введение обязательного страхования последовательно отстаивает, в частности, Ассоциация строителей России.
Минимальный порог численности членов саморегулируемых организаций на переходный период должен быть значительно снижен. В действительности пороговая численность СРО должна быть разной для разных регионов, ее установление могло бы стать одним из полномочий субъекта РФ. Кроме того, в условиях сохранения лицензий как формы допуска к ведению строительства до 1 января 2010 г., и при этом достаточно высоких для средних предприятий расходов по обеспечению имущественной ответственности, саморегулируемые организации не только повсеместно не смогут нормально развиваться, но во многих регионах даже и не смогут быть созданы, считают эксперты ССОО.
Специалисты Национального агентства малоэтажного и коттеджного строительства указывают и на другую сторону проблемы: основой для создания саморегулируемых организаций могут стать крупные предприятия-монополисты, а также предприятия, представляющие интересы региональной элиты. Это усилит монополизацию строительного рынка, сепаратизацию по территориальному и национальному принципу, может привести к выдавливанию предприятий малого и среднего бизнеса с легального рынка строительных услуг. Все это будет означать дальнейший рост стоимости строительной продукции, уменьшение объемов жилищного строительства и рост цен на жилье, а кроме того – искусственно созданную безработицу для нескольких миллионов человек.
Важнейшей проблемой является и то, что институт саморегулирования вводится в момент, когда последовательно ликвидируется система, основанная на наличии СНиПов и ГОСТов, обязательных для исполнения при проектировании и производстве работ. Нет технических регламентов, регламентирующего нормы производства работ, выпуска строительных материалов и их компонентов.
Такой полный уход государства от регулирования градостроительной деятельности приведет к катастрофическому снижению безопасности объектов капитального строительства, что может стать причиной роста числа тяжелых заболеваний, вызванных неблагоприятной средой поселений, и даже человеческих жертв из-за разрушений зданий и сооружений.
Сегодня общественные объединения строителей разрабатывают свои предложения по совершенствованию системы саморегулирования.
Национальное агентство малоэтажного и коттеджного строительства АМИКС