Обзор новинок законодательства

29.09.2008 10:58

В рамках данной рубрики мы продолжаем знакомить наших читателей с изменениями в законодательстве, и попытаемся соединить воедино имеющуюся информацию, которая, на наш взгляд, является актуальной на сегодняшний день. Как повлияли и повлияют на сделки с недвижимостью новые законы и изменения в законодательных актах Российской Федерации? Какие из них вступили, а какие только еще вступят в силу? Все эти вопросы мы осветим в данном материале.

1. Земельные отношения
Внесены изменения в Гражданский Кодекс РФ (ч.1) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 22.07.2008, с изм. от 24.07.2008) и др. законодательные акты РФ, которые касаются вопросов совершенствования земельных отношений. Изменения, внесенные ФЗ от 22.07.2008 N 141-ФЗ, вступают в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования.
Внесены следующие изменения:
  а) в ФЗ РФ от 21.07.1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» дополнена статья 22.2 об особенностях государственной регистрации прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков.
Основанием для государственной регистрации прав собственности и иных вещных прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, является:
1) решение о разделе или об объединении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков;
2) соглашение о разделе, об объединении, о перераспределении земельных участков или о выделе из земельных участков;
3) иной документ, на основании которого в соответствии с  федеральными законами осуществляется образование земельных участков.
Государственная регистрация прав на земельные участки, образуемые при разделе или объединении земельных участков, находящихся в собственности одного лица, осуществляется на основании заявления такого лица.
Отсутствие государственной регистрации права на земельный участок, из которого при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, не является препятствием для осуществления государственной регистрации прав на образуемые земельные участки. В случае если право на земельный участок, из которого при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, зарегистрировано в соответствии с настоящим ФЗ, одновременно с государственной регистрацией прав на образуемые земельные участки регистрируется прекращение права, ограничений (обременений) права на земельный участок, из которого были образованы такие земельные участки.
Одновременно с заявлением о государственной регистрации прав на образуемые земельные участки может быть подано заявление о государственной регистрации перехода или прекращения прав на такие земельные участки. В этом случае государственная регистрация перехода или прекращения прав на такие земельные участки осуществляется одновременно с государственной регистрацией прав на образуемые земельные участки.
  б) В Статью 30.2. были внесены изменения, касающиеся государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок вследствие отказа от права собственности на него, указаны необходимые документы и действия для осуществления отказа от права собственности.
Далее, Земельный кодекс РФ дополнен Главой I.1. «Земельные участки». Статья 11.1. дает понятие земельного участка, статья 11.2. описывает образование земельных участков.
Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
Образование земельных участков может быть осуществлено и на основании решения суда в обязательном порядке независимо от согласия правообладателей.
Также внесены изменения, касающиеся раздела земельного участка, выдела земельного участка, который осуществляется в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности.
Статья 11.6.описывает возможность объединения земельных участков и  ограничение такого объединения.
Теперь появилась возможность объединения земельного участка, обремененного залогом, с земельным участком, не обремененным залогом. При этом право залога распространяется на весь образуемый земельный участок, если иное не предусмотрено соглашением сторон.
Подробно описаны статьи о перераспределении земельных участков, возникновении и сохранении прав, обременений (ограничений) на образуемые и измененные земельные участки, указаны требования к образуемым и измененным земельным участкам (максимальным и минимальным размерам).
2. Жилищное строительство
В целях содействия развитию жилищного строительства и формированию рынка доступного жилья и иному развитию территорий был принят ФЗ РФ «О содействии развитию жилищного строительства» от 24.07.2008 года №161-ФЗ, который вступил в силу со дня его публикации. Закон регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами, а также устанавливает особенности создания и деятельности Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства, цели деятельности, задачи и функции Фонда, порядок управления Фондом, порядок формирования его имущества и распоряжения им, порядок ликвидации Фонда.
Целями деятельности Фонда являются содействие развитию жилищного строительства, развитию объектов инженерной инфраструктуры, объектов социальной инфраструктуры, транспортной инфраструктуры, производства строительных материалов, конструкций для жилищного строительства и содействие созданию промышленных парков, технопарков, в целях формирования благоприятной среды жизнедеятельности человека и общества, в том числе безопасных и благоприятных условий проживания для всех категорий граждан.
Основными задачами Фонда являются:
- оказание содействия развитию рынка земельных участков, предоставляемых для жилищного строительства;
-  оказание содействия развитию деятельности по территориальному планированию и  по подготовке документов;
- оказание содействия обустройству территорий посредством строительства объектов инфраструктуры;
- оказание содействия органам государственной власти и органам местного самоуправления, организациям коммунального комплекса, проектным, строительным, кредитным, финансовым и иным организациям в целях координации деятельности по согласованию программ жилищного строительства, производства строительных материалов, изделий, конструкций для жилищного строительства и многое др.
Для достижения вышеуказанных целей и решения соответствующих задач Фонд может проводить аукционы по продаже прав на заключение договоров аренды земельных участков, переданных в собственность Фонда, может проводить аукционы по продаже земельных участков Фонда для размещения различных объектов.
Фонд может осуществлять маркетинг, мониторинг и прогнозирование состояния рынка объектов жилищного фонда и жилищного строительства, рынка строительных материалов, рынка изделий и конструкций, их производства для целей жилищного строительства, а также осуществляет рекламно-выставочную деятельность для обеспечения реализации целей и задач, предусмотренных настоящим Федеральным законом и осуществляет иные функции, необходимые для обеспечения реализации различных целей и задач.
Помимо правового положения Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства, его целей, задач и функций, Закон регулирует вопросы имущества Фонда, его органы управления, отчетность, аудит и финансовый контроль за  деятельностью Фонда.
Далее, в Закон включена Глава 4, посвященная принятию решений об использовании земельных участков, иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности.
Важным является  и регулирование вопросов, связанных с осуществлением органами государственной власти субъектов РФ полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению земельными участками, иными объектами недвижимого имущества, находящихся в Федеральной собственности, а также вопросы, касающиеся прекращения прав на земельные участки, иные объекты недвижимого имущества, находящиеся в  Федеральной собственности и государственная регистрация прав на объекты недвижимого имущества.
3. Опека и попечительство
1 сентября 2008 года вступили в силу ФЗ РФ от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» и ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ «Об опеке и попечительстве».
Законы регулируют отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами. Оба закона направлены на упорядочение и совершенствование норм, регулирующих отношения, касающиеся опеки и попечительства.
Порядок управления имуществом подопечного определяется теперь Федеральным законом «Об опеке и попечительстве».
Основные изменения законодательства об опеке и попечительстве дополнены следующим содержанием:
а) Полномочия органа опеки и попечительства в отношении подопечного возлагаются на орган, который установил опеку или попечительство. При перемене места жительства подопечного, полномочия органа опеки и попечительства возлагаются на орган опеки и попечительства по новому месту жительства подопечного;
б)  Доходы подопечного, в том числе суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на его содержание социальных выплат, а также доходы, причитающиеся подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, расходуются опекуном или попечителем исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства;
 в) При помещении подопечного под надзор в образовательную организацию, медицинскую организацию, организацию, оказывающую социальные услуги, или иную организацию, в том числе в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, орган опеки и попечительства освобождает ранее назначенного опекуна или попечителя от исполнения ими своих обязанностей, если это не противоречит интересам подопечного.
Опекун, попечитель могут быть освобождены от исполнения своих обязанностей по их просьбе.
Опекун или попечитель может быть освобожден от исполнения своих обязанностей по инициативе органа опеки и попечительства в случае возникновения противоречий между интересами подопечного и интересами опекуна или попечителя, в том числе временно;
г) Права и обязанности опекуна или попечителя ребенка возникают в соответствии с Федеральным законом «Об опеке и попечительстве».
Орган опеки и попечительства вправе обязать опекуна или попечителя устранить нарушения прав и законных интересов ребенка либо его родителей или других родственников либо усыновителей. В случае если опекун или попечитель не подчиняется решению органа опеки и попечительства, родители или другие родственники либо усыновители ребенка вправе обратиться в суд с требованием о защите прав и законных интересов ребенка и (или) своих прав и законных интересов. Суд разрешает спор исходя из интересов ребенка и с учетом его мнения. Неисполнение решения суда является основанием для отстранения опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей.
Теперь четко определены понятия «опека» и «попечительство»; задачи государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству; органы опеки и попечительства, их функции, полномочия; порядок определения лиц, имеющих право быть опекунами или попечителями; назначение опекунов и попечителей; предварительные опека и попечительство; права и обязанности опекунов и попечителей и безвозмездное и возмездное исполнение обязанностей; охрана и распоряжение имущества подопечного; особенности распоряжения недвижимым имуществом, принадлежащим подопечному.
Что касается распоряжения недвижимым имуществом, принадлежащим подопечному, то не подлежит отчуждению, за исключением:
1) принудительного обращения взыскания по основаниям и в порядке, которые установлены федеральным законом, в том числе при обращении взыскания на предмет залога;
2) отчуждения по договору ренты, если такой договор совершается к выгоде подопечного;
3) отчуждения по договору мены, если такой договор совершается к выгоде подопечного;
4) отчуждения жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры, принадлежащих подопечному, при перемене места жительства подопечного;
5) отчуждения недвижимого имущества в исключительных случаях (необходимость оплаты дорогостоящего лечения и другое), если этого требуют интересы подопечного.
Для заключения сделок, направленных на отчуждение недвижимого имущества, принадлежащего подопечному, требуется предварительное разрешение органа опеки и попечительства.
При обнаружении факта отчуждения жилого помещения подопечного без предварительного разрешения органа опеки и попечительства применяются строгие меры, предусмотренные законом.
В следующих номерах «Казанской Недвижимости» мы опубликуем продолжение обзора новинок российского и татарстанского законодательства.

Нк, Ляйсан Амирханова

Похожие статьи

comments powered by HyperComments

Последние статьи

Недавно компания Илона Маска Tesla презентовала керамическую черепицу со встроенными солнечными батареями. Какие строительные материалы останутся в будущем, а какие, скорее всего, исчезнут?


3 дня назад
Скоро наступит 2017 год. Хотите почувствовать приближение Нового года заранее, встретить его без суеты и спешки – займитесь украшением своего дома прямо сейчас.
4 дня назад
Сбербанк предложил своим клиентам при приобретении квартиры расплачиваться с застройщиком банковской картой – можно списать как всю стоимость жилья, так и первый взнос по ипотеке.
4 дня назад