Итоги 2008 года: работа строительного комплекса в условиях последствий мирового финансового кризиса

20.01.2009 14:08

13 января 2008 года в Кабинете Министров Республики Татарстан состоялась итоговая коллегия Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РТ с участием Премьер-министра РТ Рустама Минниханова. Основной акцент, конечно, был направлен на антикризисные меры. «Казанская Недвижимость» представляет вашему вниманию основные озвученные итоги развития строительного комплекса в 2008 году и прогнозы на 2009 год.

2008 год был сложным, но, несмотря на воздействие в последнем квартале мирового финансового кризиса, в целом удачным. В первой половине года были защищены в федеральных органах инвестиционные проекты и выиграны конкурсы на получение федеральной поддержки. Это сыграло значительную роль в обеспечение строительного и жилищно-коммунального комплекса инвестициями. И только благодаря отлаженному механизму по организации и контролю за ходом реализации всех инвестиционных проектов и набранному темпу работ, удалось не только решить, но и перевыполнить прогнозные показатели по главным поставленным задачам.

Основные итоги 2008 года

1. Ввод жилья 2 млн. 222 тыс. кв. м.

2. Привлечено Федеральных средств 4,683 млрд.руб., а также средств по строительству жилья для военнослужащих на 2008-2009 годы 1,491 млрд. рублей.

3. Утверждено сессиями муниципальных Советов 16 генеральных планов

4. Подготовлены инвестиционные проекты Универсиады, что позволило получить положительное решение о ее проведении в Казани

5. Освоение средств:

- ОЭЗ «Алабуга» &"151; 2,7 млрд. руб.

- комплекс ННПЗ &"151; 6,9 млрд.руб.

6. Капитальный ремонт 2066 многоквартирных домов на сумму 4,2 млрд. руб.

7. Собираемость платежей за ЖКУ 98,3%

8. Сальдированная рентабельность ЖКХ 3,7%

Республика Татарстан остается одним из наиболее активных субъектов федерации. По итогам 2008г. Минрегион по совокупным результатам жилищного строительства и проведения реформ ЖКХ обозначил Татарстан на 2 месте среди всех регионов России (на 1–ом – Чувашская Республика).

Градостроительство

В 2008 году завершена разработка Схемы территориального планирования Республики Татарстан, которая в настоящее время проходит согласование с регионами, имеющими общую границу с республикой.

Особенностью 2008 года в области градостроительства явился переход к разработке схем территориального планирования муниципальных районов Республики Татарстан. В разработке находится 42 схемы территориального планирования муниципальных районов республики. Завершена разработка Схемы территориального планирования Зеленодольского муниципального района, завершается &"151; для Пестречинского, Лаишевского, Высокогорского,Тукаевского районов.

Активно ведется подготовка правил землепользования и застройки поселений.

В 2008 году продолжена подготовка генеральных планов крупнейших городов и районных центров республики. Ими уже обеспечены все основные крупные города. Градостроительный кодекс РФ требует обеспечить до 2010 года такой документацией все поселения. Поэтому, невзирая на экономический спад, в 2009 году разработка этих видов документов должна быть продолжена, тем более что они являются основой целевого использования инвестиций.

Большой объем работ был проделан Министерством совместно с другими министерствами и ведомствами республики, администрацией г.Казани в рамках подготовки проведения Универсиады 2013 года в г.Казани. Именно слаженная работа позволила столице Республики победить конкурентов на этапе отбора. Сегодня не только сформирован перечень спортивных объектов и объектов городской инфраструктуры с объемами и источниками финансирования, но и подготовлены паспорта всех спортивных объектов с техническими заданиями.

Ряд спортивных объектов Универсиады находится в стадии строительства (Казанская академия тенниса, Дворец Единоборств, Комплекс стендовой стрельбы, Спортивный комплекс Казанского государственного архитектурно-строительного университета, Спортивный комплекс «Тимер»).

В 2008 г. завершены работы, связанные с подготовкой эскизного проекта «Концепции Индустриального парка «Камские Поляны». Совместно с Минмолодежи и Минэкономики Республики Татарстан велась работа по подготовке проекта Камского туристско-оздоровительного парка.

Ввод жилья

В 2008 году все муниципальные образования поработали хорошо. Задание перевыполнено, введено 2 млн. 222 тыс.кв. метров или 102,8 к плану и 108,9% к итогам 2007 года. 2/3 годового республиканского задания обеспечили крупнейшие муниципальные образования: Казань, Набережные Челны, Нижнекамский и Альметьевский муниципальные районы. Наибольший объем ввода на одного жителя обеспечили пригородные казанские районы: более 1 метра на 1 жителя введено в Верхнеуслонском и Лаишевском районах, Высокогорский район также близок к решению задачи, поставленной Президентом Республики Татарстан – в 2015 г. выйти в целом по республике на ввод 1 кв. метра на 1 жителя. Разумеется, для перечисленных районов большая заслуга и жителей Казани, но руководители районов обеспечили им благоприятные условия по выделению земли, обеспечению инфраструктурой, оформлению документации.

По программе социальной ипотеки Государственного жилищного фонда выполнили в целом по Республике Татарстан поставленное Попечительским советом задание в 709 тыс.кв. метров.

Ситуация и возможные последствия мирового финансового кризиса для строительного комплекса Республики Татарстан в 2009 году

Ориентируясь на оптимистический вариант, объем строительства жилья в 2009 г. упадет до 2 млн. кв. метров; объемы строительно-монтажных работ со 140 до 88,2 млрд. рублей; объемы проектных работ, сохранятся на уровне 2,3 млрд. рублей; объемы производства строительных материалов (в совокупности с падением цен на них) упадут с 18,6 до 13,6 млрд. рублей.

В 2009 году предполагаем рост строительства жилья по социальной ипотеке до 800 тыс.кв. метров, увеличение объемов капитального ремонта более чем в 2 раза до 9,7 млрд. рублей, расширение объемов строительства на ННПЗ до 28,9 млрд. рублей, на ОАО «Аммоний» и др. промышленных объектах, увеличение объемов капитального ремонта многоквартирных домов.

С учет обозначенных возрастающих объемов работ количество занятых в строительном комплексе (с учетом дорожного строительства и буровых работ), по оптимистическому прогнозу упадет со 100 тыс. до 88 тыс. работников.

В 2008 году были прогнозы, что начнется падение цен на стройматериалы и жилье. Мы отслеживали ситуацию в третьем квартале 2008 года. По сравнению со 2 –м кварталом 2008г. на конец декабря:

- упали цены на цемент, товарный бетон и раствор, на ряд номенклатуры металлопроката, на блоки из ячеистого бетона и плиты перекрытий;

- сохранились на керамический кирпич;

- выросли на силикатный кирпич, на блоки стен подвалов, на материалы и изделия, используемые для проведения капитального ремонта жилых домов.

С учетом роста цен на энергоресурсы не следует ожидать и в целом по году падения цен на жилье, тем более, что снижаются объемы коммерческого строительства. По оптимистическому прогнозу цены вырастут с 34 до 35 тыс. рублей за 1 кв. метр, по реалистическому и пессимистическому до 37 и 39 тыс. рублей соответственно.

Антикризисные меры, предлагаемые министерством для поддержки предприятий строительной отрасли.

1. Активизировать работу по привлечению федеральных средств для финансирования строительной отрасли.

2.Определение перечня социально значимых, бюджетообразующих, градообразующих для Республики Татарстан и муниципальных образований предприятий строительного комплекса, мер их государственной, республиканской и муниципальной поддержки.

3. Увеличение объемов софинансирования программы классической ипотеки за счет средств рефинансирования из средств, выделенных АИЖК, в объеме 2 млрд. рублей (по ипотечным кредитам, соответствующим стандартам АИЖК) и 2,8 млрд. рублей за счет выпуска республиканских ипотечных ценных бумаг (за счет рефинансирования АИЖК выданных банками РТ ипотечных кредитов, не соответствующих стандартам АИЖК), что позволит увеличить объем выдаваемых банками ипотечных кредитов до 6 млрд. рублей (с учетом требования АИЖК по выдаче 2-х кредитов на один рефинансированный кредит).

4. Рост строительства жилья по Программам ГЖФ до 800 тыс.кв. метров. Организовать работу в рамках программ ГЖФ по привлечению «материнского» капитала для финансирования объектов строительства.

5. Приоритетное направление на 2009-2011гг.- поддержка развития индивидуального строительства жилья.

Во все муниципальные образования РТ направлены проекты Соглашения между МО и министерством о целевом использовании выделенных средств.

6. Применение форм государственной поддержки (госгарантии, субсидирование процентной ставки по кредитам, выкуп, в том числе для реализации программы «Социальной ипотеки») организациям для достройки жилья высокой степени готовности.

7. Муниципальным образованиям и инспекции ГСН с целью исключения возможности появления дополнительных «обманутых дольщиков» &"151; взять под жесткий контроль выдачу разрешения на строительство новых объектов многоквартирного жилья коммерческим фирмам с обязательным предоставлением гарантированных обязательств заказчиком (застройщиком) по срокам ввода жилья в эксплуатацию и сохранением средств участников инвестиционного процесса строительства.

8. Выделение средств на консервацию объектов (в рамках республиканской программы капитального строительства) незавершенных строительством в целях дальнейшего сокращения бюджетного финансирования.

9. Сохранение прогнозируемых объемов работ по строительству промышленных объектов: комплекс НП и НХЗ в 2009 г. – 28,9 млрд. рублей, численность занятых 15 000 чел.; ОЭЗ «Алабуга» в 2009 г. – 2,9 млрд. рублей, численность занятых 500 чел.; ОАО «Аммоний» за 2009 г. – 0,6 млрд. рублей.

10. Провести работу по привлечению средств из Инвестиционного фонда РФ через Правительство Республики Татарстан на завершение строительства промышленных объектов высокой степени готовности в эксплуатацию.

11. Разработка комплекса мер по применению на строящихся в РТ объектах местных строительных материалов и работников республиканского строительного комплекса, тем более, что в республике водятся новые современные предприятия по их производству.

12. Организация работы строительного комплекса Республики Татарстан в рамках СРО с целью повышения ответственности заказчиков, подрядчиков за реализацию инвестиционных проектов, в том числе денежными средствами.

13. Применение упрощенной процедуры участия строительных организаций в проведении аукционов на строительство объектов по государственным нуждам с учетом вносимых изменений в действующее законодательство (ФЗ № 94). При этом необходимо ужесточить требование с введением требований к участвующим в аукционах организациям, исключив от участия попавшие в реестр «недобросовестных».

Итоги коллегии предоставлены Пресс-службой Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РТ

Похожие статьи

comments powered by HyperComments

Последние статьи

Какие гарантии есть у дольщиков сегодня и что нового предлагают поправки депутатов в ФЗ-214 - рассмотрим в статье.
1 день назад
Насколько функциональны помещения танхаусов, имеющие верикальный вектор планировок? На этот и множество других вопросов, связанных с этим форматом жилья – ответы в материале.
2 дня назад
В 2015 г. правительством России была принята государственная программа помощи ипотечным заемщикам, попавшим в сложную финансовую ситуацию. В действующем варианте программа должна завершиться 1 марта 2017 г.
2 дня назад