Удобно ли жить в «каменоломне»? А в «кактусе»? Да, если это современные строительные шедевры.

Перед архитекторами, проектирующими многоквартирные дома, сегодня стоит несколько важных задач. Городское жилище обязано быть эргономичным, комфортным, не устаревающим со временем. Но случается, что жилой дом становится мировой достопримечательностью и визитной карточкой города.

Для застройщика самая выгодная форма здания – куб. В дом-ящик, нарезав его на «соты»-квартиры, можно поселить максимальное количество людей. Любая «дырка», архитектурный изыск (арка, сад, лобби, холл и т.д.) с практической точки зрения – упущенная выгода девелопера, но радость и польза для обитателей дома.

Спальные районы, застроенные скучными, похожими друг на друга, «ящиками», вызывают депрессию, подавляют индивидуальность. О том, какими эмоциональными могут быть современные здания, – в нашем сегодняшнем обзоре.

 

«Хабитат-67» (Монреаль)

Этот архитектурный эксперимент, появившийся в Монреале в 1967 году к выставке «Экспо-67», давно стал достопримечательностью канадской провинции Квебек. Жилой комплекс, похожий на портовый склад или постройку из детского конструктора, состоит из 346 кубических блоков, с намеренной неаккуратностью поставленных друг на друга. Благодаря такому дизайну, ни один из жильцов не может заглянуть в окна соседям.

«Хабитат» состоит из трех корпусов, в общей сложности здесь 146 квартир, при каждой из которых имеется мини-сад на веранде, опирающейся на крышу нижнего соседа. Израильтянин Моше Сафди, которому на тот момент было 24 года (это его дипломная работа), построил здание в брутальном стиле на набережной океана.

Снаружи комплекс выглядит лаконично, но его внутренние пространства весьма комфортны: там есть все, необходимое для жизни. Окна квартир выходят на три стороны света, что дает достаточное освещение на протяжении всего дня. Во внутренних двориках высажены деревья, между блоками здания обустроены стеклянные переходы. В домах присутствует бытовая инфраструктура: прачечные, магазины, рестораны, спортивный клуб и теннисный корт, есть дорожка для велосипедистов и выход на собственный пляж. С каждым годом необычная недвижимость растает в цене.

 

Комплекс Edificio Mirador (Мадрид)

Мадрид – крупнейший административный центр с населением 3,3 млн человек, постоянно расширяется и осваивает пригороды. В 2005 году, с целью повысить привлекательность спального района Sanchinarro, городские власти столицы Испании предложили арх-сообществу разработать проект необычного, яркого и футуристичного апартаментного комплекса. В итоге появился Mirador – 21-этажное здание высотой 63 метра, состоящее из девяти разноцветных блоков с разными планировками квартир.

Внутри дома много общественных пространств: прогулочная открытая площадка с круглыми «чашами»-лавками, сад с многолетними растениями и цветами в кадках, детская площадка, просторная веранда с плетеными креслами и столиками, где любят отдыхать жильцы.

В верхней части здания архитекторы из голландского бюро MVRDV и известный проектировщик Бланка Лео (Blanca Lleo) сделали большую сквозную нишу с видовым балконом, благодаря которой Mirador получил еще одно название – «дом Бэна Ладана» (мадридцы шутят, что сквозь такой фасад легко бы пролетел самолет террористов).

В доме 156 квартир. Микрорайон Ayatelo Sanchinarro стал знаменит благодаря необычному проекту, словно созданному из гигантских кубиков LEGO.

 

«Лесная спираль» (Дармштадт)

Автор жилого дома в Дармштадте – знаменитый своими оригинальными проектами архитектор Фриденсрайх Хундертвассер. ЖК «Лесная спираль» был построен за два года в «экологичном», «биоморфном» стиле.

Плавные линии стен напоминают холмы, органично сливаясь с окружающей средой. Здание разной этажности (до 12 этажей в самой высокой части) имеет в составе 105 квартир, четыре офиса, несколько частных и три общественных террасы. Кровля здания доступна для прогулок: на ней высажены деревья, цветы и кустарники, обустроен небольшой пруд; там же находятся маленький ресторан и бар.

Квартиры внутри «Лесной спирали» отличаются смелостью планировок: в них могут быть неровные стены, потолок и даже слегка покатый пол. Все кухни и ванные украшены авторской мозаикой. Каждое из тысячи окон – своей, неповторимой формы. Некоторые окна витражные, иные закрываются ставнями. Ф. Хундертвассер был идейным противником «стандартной» архитектуры, считая, что прямые линии вредны для психики и физического здоровья человека. Во дворе «сказочного» дома работает круглый мозаичный фонтан, во внутренний двор ведут арочные ходы, похожие на природные пещеры; даже ландшафт вокруг дома неровный, словно волна.

 

Дома-кубы (Роттердам)

Голландский архитектор Пит Блом не искал легких путей, когда по заказу мэрии Роттердама проектировал свой кубический квартал.

В 1984 году на улице Оверблаак появились 38 жилых кубов, образующие в сумме знаменитую головоломку – «необычный треугольник» художника Оскара Реутерсварда, бросающего вызов математическим правилам. Сложное инженерное решение потребовало при строительстве неукоснительного соблюдения расчетов.

При высоте в 22 метра и длине граней в 7,5 метра «кубики» оказались вполне вместительными жилищами. В каждом из них по четыре этажа. В квартире площадью 100 кв. метров помещаются кухня, столовая, две спальни и зимний сад под стеклянной крышей. К виду из окон надо привыкнуть: фасады стен наклонены под углом 54,7º относительно пола. У людей, впервые оказавшихся внутри кубического дома, теряется ориентация в пространстве. Квартирная мебель для домов из «кубического квартала» отчасти была сделала на заказ.

На первых этажах «кубиков» расположены магазины, парикмахерские и офисы; в зеленом дворике постоянно присутствуют толпы туристов, мечтающих попасть внутрь домов. Один из «кубов» пришлось сделать посещаемым музеем, чтобы удовлетворить любопытство гостей Роттердама.

 

Turning Torso (Мальмё)

Прообразом жилого небоскреба «Поворачивающийся торс» в Мальмё, Швеция, послужила одна из скульптур знаменитого испанского архитектора Сантьяго Калатравы – Turning Torso, где движение человеческого тела воплощено в ряде кубов, расположенных вокруг стальной опоры для создания спирального эффекта.

«Спиральный» 190-метровый небоскреб состоит из 9 блоков по пять этажей площадью 2000 кв.м. Ядро башни включает лифты и лестницы, и является эквивалентом стальной опоры скульптуры. Есть и внешний «позвоночник», как его называет сам Калатрава, - стальная колонна, стоящая отдельно от основного корпуса здания. Чтобы укрепить здание, этот «позвоночник» прикреплен к каждому блоку большими диагональными и горизонтальными стальными стойками.

В башне 147 квартир от 45 до 190 кв.м. С вершины башни можно видеть Копенгаген (Дания) и Хельсингборг (Швеция).

В августе 2015 года проект был удостоен престижной «10 Year Award» от Council on Tall Buildings and Urban Habitats (CTBUH).

 

«Чердаки, изменяющие судьбу» (Токио)

Архитектор Сусаку Аракава и поэтесса Маделин Джинс в 70-х годах прошлого века написали книгу «Обратимая судьба» с рекомендациями всем, кто хочет побороть смерть и рутину. Книга породила новое философское течение, обрела сотни последователей по всему миру. Реализуя на практике свою доктрину, художники создали проект ярких лофтов с необычной планировкой. Жилой квартал «чердаков, изменяющих судьбу» был построен в пригороде Токио – Митаке в 2002-2006 годах.

Смерть и обыденность – по сути явления одного порядка, это синонимы. Победить рутину можно только постоянной тренировкой сознания, яркими красками и яркими идеями, а также ежедневными приключениями – уверяли создатели лофтов. Поэтому в каждой комнате дома разной конфигурации двери, окна, необычная мебель, местами – волнистый пол; выключатели и розетки спрятаны в самых неожиданных местах.

Некоторые постояльцы не смогли жить в «чердаках» из-за буйства красок и эргономического дискомфорта. Зато разноцветные дома полюбила молодежь и творческие личности. «Чердак-лофт» – это дом-тренер, друг или спарринг-партнер. Ситуация внутри жилища меняется каждый день. Через игру с пространством жильцы учатся не бояться окружающего мира, воспринимая свою жизнь как увлекательное приключение.

 

«Каменоломня» (Барселона)

Дом, получивший в народе прозвище «La Pedrera» – каменоломня, был спроектирован гениальным каталонским архитектором Антонии Гауди по заказу миллионера Пере Мила в начале ХХ века. Плавные линии здания создают ощущение природного пейзажа. Фасады дома покрыты затейливыми растительными орнаментами. В просторных вестибюлях – фрески с мифическими сюжетами; лестничные пролеты и полы на балконах выложены мозаикой. Затейливые кованые решетки дополняют эффектный декор внешних стен.

Естественная система вентиляции и толстые стены поддерживают в помещениях прохладу даже в самые знойные дни. В доме нет внутренних несущих перекрытий: вся нагрузка ложится на внешний периметр.

Благодаря большому количеству окон, выходящих на улицу и во внутренние круглые дворы, в каждую комнату здания проникает дневной свет. На крыше дома расположен сад с лестницами для прогулок и необычными статуями. Часть внутреннего пространства «Каменоломни» занята частными квартирами, также в доме имеются офисы, выставочные галереи и музей Гауди в мансардном этаже. Дом «Касса Мила» находится под охраной ЮНЕСКО, его посещают в год более миллиона туристов со всех стран мира.

 

«Колючий» дом (Копенгаген)