Люди зачастую проводят в офисах большую часть суток и остро нуждаются в островках комфорта, на которых можно пообедать, перевести дух, отвлечься на время от дел или просто подумать о чём-то, помимо работы.

Сегодня существует огромное количество офисов самых разных типов и размеров. Однако при всём многообразии и вариативности современного офисного рынка, зачастую разные объекты роднит одна и та же проблема: офисы часто оборудуются как обыкновенный рабочий кабинет, в котором как будто бы работают вовсе и не живые люди.

Однако любой грамотный работодатель знает, что человек, пребывая в некомфортном рабочем пространстве, не будет эффективно трудиться, а рано или поздно это может стать даже причиной увольнения. Поэтому сейчас компании уделяют всё большее внимания вопросу организации различных зон отдыха для своих сотрудников.

 

Работа для жизни, а не наоборот

Если лет 5 назад бизнес-центры воспринимали как место для работы, то сейчас одним из конкурентных преимуществ становится наличие дополнительных сервисов для пользователей офисного пространства, чтобы сотрудники могли воспользоваться услугами, не выходя из здания. Чем больше дополнительных услуг представлено, тем выше конкурентные преимущества БЦ.

В России зоны отдыха, как правило, делают в виде кафе и чайных, причем работникам не обязательно что-то себе заказывать. Но учитывая то, что чаще всего люди все же что-то заказывают, и арендатор и арендодатель остаются в выгоде.

Безусловно, на рынке появляются креативные решения по организации зон отдыха (к примеру, теннисные столы, сквош-комнаты), однако большой популярностью они не пользуются. Это актуально лишь в том случае, если собственник рассчитывает за счет уникальных сервисов для арендаторов «раскрутиться» на рынке. Такие собственники получают определенные конкурентные преимущества, однако что они дают – большой вопрос, поскольку ни один из арендаторов не будет готов платить дополнительные деньги. Более того, как только БЦ заполнится арендаторами, скорее всего собственник откажется от такой благотворительности.

Эксперты говорят о том, что большинство крупных компаний  сегодня предусматривают зоны отдыха в рамках своего офиса. Игровые зоны, дизайнерские гостиные с удобными пуфиками, гамаками и пр. – распространенная практика для компаний сферы IT, рекламных агентств, дизайнерских студий и прочих творческих отраслей. Однако все же большинство арендаторов подходят к созданию своего офиса более традиционно.

Что касается организации зон отдыха непосредственно в бизнес-центре девелопером, то в большинстве качественных объектов присутствует кафе, лобби. Где позволяет площадь участка - есть благоустроенные дворы с озеленением, скамейками, фонтанами, малыми архитектурными формами и т. д.

В российских офисах организовывать зоны отдыха стало принято не так давно: арендаторы всегда старались эффективно использовать офисные площади. Сегодня поменялось не отношение к экономии, а изменился подход к организации рабочего процесса. Появились новые форматы организации офисного пространства, такие как open space и другие, где рабочие места, по сути, совмещены с рекреацией.

Организация зон отдыха в бизнес-центре не зависит от его класса. Иногда даже в бизнес-центре класса B  пространства и возможностей больше, чтобы сделать что-то интересное, чем в качественно спроектированном объекте класса А, где эффективно используются все площади.

Интересная возможность развития общественного пространства – это создание зелёных зон отдыха. Однако это преимущественно прерогатива бизнес-парков, где можно создать «зоны для релаксации» - прогулочные улицы, веранды ресторанов, ландшафтный дизайн. Во многих зданиях бизнес-центров это просто нереализуемо. Если говорить о затратах на озеленение и ландшафтный дизайн, то они достаточно высоки, как и расходы на их поддержание; последние будут закладываться в операционные расходы арендаторов.

 

Самые отдыхающие

В целом зоны отдыха, как правило, более развиты в деловых кварталах, где активно используется внутренняя дворовая территория комплекса, нежели в отдельно стоящих бизнес-центрах, где особого простора развернуться нет.

Места общего пользования в бизнес-центрах наиболее широко представлены в креативных и лофт-проектах, ориентированных на арендаторов творческих направлений, что соответствует позиционированию таких объектов. 

Отдельно можно отметить лофт-кварталы, реконструированные из фабрик конца XIX - начала XX веков. Данные комплексы изначально по своему формату и расположению зданий предполагали создание внутреннего двора, что девелоперы и сохранили в своих проектах. Арендаторами лофт-кварталов, как правило, являются компании из таких отраслей, как рекламные агентства, IT, телекоммуникации, СМИ - то есть те компании, которым важна нестандартная, творческая обстановка.

Разрабатывая концепцию проекта, девелопер должен ориентироваться на потребности сотрудников будущих компаний-арендаторов. Если, к примеру, речь идет об объекте в центре, планировать здесь размещение большого количества ресторанов, кафе и прочих инфраструктурных арендаторов было бы нецелесообразно - все эти заведения уже наверняка представлены в непосредственной близости от БЦ. Если же речь идет об удаленном от центра города объекте, то развитая инфраструктура для отдыха здесь будет намного более востребована в виду дефицита соответствующих объектов (ресторанов и прочего) в зоне досягаемости сотрудников БЦ.

 

Выгода от человечности

Можно выделить явно позитивный и активно развивающийся тренд на рынке офисной недвижимости: девелоперы стараются сделать так, чтобы арендаторам было приятно проводить время в бизнес-центре. На этом часто акцентируют внимание и HR-директора самих арендаторов: их задача – создать атмосферу в офисе компании, в который сотрудникам было бы приятно возвращаться. Именно поэтому зоны отдыха часто появляются в рамках офисов каждого конкретного арендатора.

Согласно многочисленным исследованиям, комфортное рабочее место является одним из приоритетных факторов при выборе работы для сотрудника. Кроме того, если речь идет об интеллектуальном труде, то эффективность сотрудников во многом зависит от удобства офиса.

Иногда же зоны отдыха рассчитаны не столько на сотрудников, сколько на потенциальных и действующих клиентов и партнеров. Например, в  vip-офисе банка Siab в Петербурге оборудованы 7 переговорных, каждая из которых имеет уникальную концепцию, среди которых «Гольф», «Винный шкаф», «Природа», «Шахматы» и др., то есть создаются условия и вариативность, чтобы гость выбрал ту переговорную,  в которой ему будет максимально комфортно.

 

Верным путём

Как и во многих вопросах, касающихся развития и функционирования рынка офисной недвижимости, в деле организации зон отдыха Россия выступает «догоняющей» стороной. Зарубежный бизнес уже многие годы совершенствует практику превращения офисов из канцелярских коробок в своеобразный «второй дом».

По словам экспертов, на Западе час перерыва можно использовать как угодно - к примеру, почитать книгу или поспать. В некоторых БЦ запрещается выходить за его пределы, однако при этом сотрудникам предоставляются все необходимые условия в одном месте. В Японии есть комнаты с макиварой, куда может прийти любой работник и «выпустить пар». Более того, макивары делают в форме начальника, - там это нормальная практика. В Японии заботятся не только о физическом состоянии сотрудников, но и о психологическом: внимательно подходят к выбору мебели, цвету стен.

В Европе подход к организации пространства в рамках бизнес-объектов  различается. Например, в  Финляндии новые офисные объекты имеют П-образную конфигурацию, и в образующемся атриуме всегда организовывается рекреация. Это всегда зона Wi-Fi с удобными креслами, диванами и пр., кафе, возможно, некая библиотечная зона, иногда детские уголки. Тот же подход используется в Англии, Германии. А во Франции, например, к использованию площадей относятся гораздо более рационально, и рекреационная функция реализовывается уже больше в рамках офисов отдельных компаний и статусных штаб-квартир.

Словом, вопросами организации зоны отдыха нельзя пренебрегать. Такая недальновидность неприемлема ни с экономической, ни с кадровой, ни с имиджевой, ни с гуманистической точек зрения. Тем более что затраты на оформление пространства для отдыха, хоть и зависят от возможностей компании, но вполне реальны: организовать красивую зону отдыха можно на минимальный бюджет. Конечно, лишь крупные IT-компании, конкурируя за сотрудников, стараются максимально обеспечить досуг для персонала, оборудуя свои офисы чуть ли не футбольными полями. Но главное здесь -подход, а не масштаб. Просто поставив несколько мягких кресел или пуфиков и телевизор с приставкой либо стол для пинг-понга, уже можно значительно улучшить деловой климат в офисе.

Арендатор.Ру

фото: pixabay.com

Похожие статьи

Последние статьи