Парковка – важное дополнение к офису.

19.12.2011 10:38
Где же располагать парковки?

Пресловутый квартирный вопрос не потерял своей остроты до сих пор, но в наши дни его существенно потеснил вопрос парковочный. В частности, выбирая бизнес-центр для размещения своей компании, потенциальные арендаторы живо интересуются стоянкой. Наличие или отсутствие последней зачастую становится мощным ценообразовательным фактором.

Сказать, что государство совершенно не регулирует данную сферу, было бы неправильно - оно регулирует. Точнее говоря, пытается. В 1999 году были утверждены федеральные Строительные нормы и правила (СНИП), согласно которым на три-пять служащих в коммерческо-деловой и финансовой сфере должно приходиться одно машино-место. Спустя два-три года правительства крупных городов России выпустили свои, более жесткие постановления, регламентирующие градостроительные нормы в отношении парковок. В среднем, они предписывают бизнес-центрам предусматривать одно машино-место на 30-60 кв. м офисных площадей - при этом максимальная цифра должна была применяться для зданий в центре. Но в современных бизнес-центрах эти нормативы не выдерживаются.

Точных данных о том, сколько «приофисных» парковочных мест в Казани имеется и сколько еще нужно, нет. По ориентировочным оценкам, только у офисных центрах класса B их должно быть (суммарно) не менее 50-60 тыс. (для сотрудников и посетителей). В реальности - втрое меньше. Еще сложнее ситуация с классом С - там часто вообще отсутствует какая-либо стоянка. Таким образом показатель нехватки машино-мест в масштабах нашего города увеличивается еще минимум на половину.

В принципе, возможны четыре варианта организации стоянки. Первый (оптимальный и самый современный) - строительство подземного паркинга. Второй - выделение наземного. Он чаще всего используется в объектах, переделанных из старых зданий (советских НИИ, особняков), где попытка создать стоянку может привести к разрушению строения. Случается, конечно, и так, что к небольшому особнячку прилегает весьма внушительная территория, места на которой вполне хватает.

Третий вариант - стихийный: сотрудники и посетители офисных зданий попросту забивают своими машинами окрестные улицы и дворы, вызывая тем самым обоснованное раздражение местных жителей и проезжающих по этим улицам водителей (из-за недостатка культуры вождения и парковки многие казанцы оставляют свои машины и вторым и третьим рядом, перекрывая проезжую часть). Четвертый - использование парковки ближайших торговых центров или аналогичных объектов. Примером может служить бесплатная наземная и подземная парковки у ТЦ “Кольцо”.

Метро как альтернатива

В представлении небогатых обывателей, бизнес и общественный транспорт - вещи несовместные. Дескать, арендаторы площадей в бизнес-центрах - люди избалованные, метро и автобусы они в упор не видят… Утверждать, что такая точка зрения неверна, не будем - офисные сотрудники встречаются разные. Некоторые (особенно высшее руководство) действительно последний раз спускались в метро очень давно. С другой стороны, многие проявляют гибкость - если на дорогах «засада», готовы воспользоваться подземкой. Кроме того, в любом офисе трудится огромное количество «безлошадных» сотрудников, которым общественный транспорт просто необходим.

Метро однозначно является альтернативой. Наличие станции в пяти или даже десяти минутах ходьбы создает бизнес-центру существенное конкурентное преимущество. Многие компании в качестве первого шага по снижению издержек в кризис стали отказываться от оплаты машино-мест на парковках при бизнес-центре. Шаговая доступность именно от метро - преимущество для объектов любого класса, дольше 15 минут пешком арендаторов уже не устраивает. Но в последнее время в Казани обстановка с метро заметно улучшилась - строятся новые станции, а некоторые (Козья Слобода у Энергоинститута) уже введены. Скоро открытие станции на Декабристов. В этом плане повезло ТЦ “Тандем” и бизнес-центру банка “БТА-Казань”.

Дополненение к офису... Небесплатное...

Тот факт, что в данном офисном комплексе на некое количество квадратных метров приходится столько-то парковочных мест, вовсе не означает, что арендатор получает их автоматически. Точнее, подобное иногда встречается - за фирмами закрепляется определенное количество боксов или мест, и плата за них входит в «основную» аренду.

Но, во-первых, таким образом мест дадут не очень много - максимум одно на каждые 100 кв. м снимаемой площади, а то и всего 1-2 на всю компанию (как в БЦ “Булак” на Правобулачной). Во-вторых, это все-таки исключение. Правило же - когда за стоянку приходится платить отдельно. Обычно нанимателю предоставляется определенное количество парковочных единиц в соответствии с арендуемой площадью - например, по одному на каждые 70 кв. м. Однако слово «предоставляется» не должно никого вводить в заблуждение: в большинстве случаев это означает, что их приходится оплачивать отдельно. Собственники бизнес-центров умело пользуются этим инструментом. В том числе иногда в виде включения предоставляя знаковым арендаторам скрытые скидки. Ну а вероятность, что какая-то компания откажется снимать выделенные места, из разряда фантастики. И даже если такое вдруг случится, соседи с готовностью займут «лишнее» и заплатят за него: дефицит все-таки.

Тем не менее, надо признать, что власти города начали решать проблему парковок в Казани. Многие стоянки, что раньше были платными, стали бесплатными. Кроме того, стали отводиться новые места под парковку, в том числе и рядом со станциями метро.

Нк, Кирилл Батыгин

Похожие новости

comments powered by HyperComments

Последние новости

9 декабря в ГТРК «Корстон» стартовало главное событие года в сфере недвижимости Татарстана – Рождественский саммит.
5 часов назад
АКБ «Энергобанк» (ПАО) значительно улучшил свои показатели по объему ипотечного кредитования.
1 день назад
Правительство России решило продолжить действие программы помощи гражданам, оформившим ипотечный кредит и оказавшимся в сложной финансовой ситуации. Как говорится в сообщении Минстроя России, на помощь от государства теперь могут рассчитывать большее количество заемщиков.
2 дня назад