Петицию с обращением к Президенту РТ Рустаму Минниханову о том, чтобы маршрут прохождения трассы ВСМ «Москва-Казань» по территории города обсудили с жителями, на данный момент подписало более полутысячи граждан.

Неравнодушные казанцы просят руководство республики, прежде чем утвердить трассировку высокоскоростной магистрали, вынести этот вопрос на общественные слушания. Кроме того, они указывают на необходимость рассмотрения нескольких вариантов пролегания трассы, с обсуждением всех «за» и «против» в контексте наименьшего вреда городской среде, который может причинить маршрут.  

Обращение в казанский исполком с аналогичной просьбой было направлено еще в августе 2015 г. В ответ первый заместитель руководителя исполкома А. Нигматзянов сообщил общественникам, что вопрос организации референдума по обсуждению прохождения ВСМ «Москва-Казань» не входит в компетенцию городских властей – поскольку магистраль является объектом федерального значения, «организаторская работа по проектированию и реализации данного объекта находится в компетенции и на контроле Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан».  Поэтому городские власти перенаправили обращение в министерство. Оттуда пока ответа не поступало.

Между тем, представитель общественности Леонид Иванов написал обращение к главе республики. На имя Рустама Минниханова была отправлена петиция, которая до сих пор собирает подписи граждан (на момент написания этой заметки количество подписавшихся превысило 570 человек).

В петиции казанцы просят вынести вопрос о трассировке ВСМ «Москва-Казань» через территорию города Казани на публичные слушания в два этапа, с рассмотрением вариантов трассировки, включая предложенные общественностью.

Автор документа напоминает о двух резонансных случаях, которые произошли недавно в Казани:  переименовании улицы Эсперанто в улицу Назарбаева и ошибочная вырубка вековых деревьев на берегу озера в парке Урицкого. «Оба этих случая возмутили горожан именно потому, что в ходе принятия решений на столь разных уровнях не была вовремя получена обратная связь от населения, мнение простых горожан не было учтено», - говорится в обращении. Между тем, мнение горожан власти республики еще могут учесть – «по одному очень важному и волнующему практически всех вопросу, цена ошибки в котором может быть очень высока, значительно выше, чем в приведенных ранее случаях». Речь идет о маршруте пролегания высокоскоростной железнодорожной магистрали.

Как известно, до этого момента было представлено несколько вариантов прохождения трасс. Однако до сих пор казанцы так и не получили однозначного ответа -  для какой трассировки в конечном счете будет делаться рабочий проект? Однако, по словам автора обращения Леонида Иванова, «все архитекторы и проектировщики, что занимаются объектами в Кировском районе получают топооснову с отмеченной на ней зоной отчуждения ВСМ, проходящей через лесопарк Лебяжье».

Надо понимать, что в случае реализации такого варианта, при строительстве линии будет уничтожено не одно и не три вековых дерева, беспокоятся общественники. В то же время, отмечают они, даже в рамках изначально предложенного проекта имелась альтернатива. Кроме вариантов прохождения ВСМ через территорию Кировского района, были варианты с прохождением линии с севера от Казани и к югу от Казани, не задевая ни один из городских лесов, при этом расположенная за пределами или на окраине города станция получала бы связь с центром города иными видами транспорта.

Авторы обращения к президенту РТ отмечают преимущество такого пролегания. Во-первых, услуга ВСМ может включать в себя не только поездку на выскоскоростном поезде, но и доставку на высокоскоростной электричке от станции на окраине до центра города. 

Во-вторых, сейчас уже абсолютно понятно, что наиболее заинтересованной стороной в строительстве ВСМ является не Татарстан, а Китай. А значит, Казань может диктовать инвесторам, какую именно инфраструктуру в самом городе должны  они устроить, чтобы позволить проложить линию через город. В конечном счете, для самого города линия скоростной электрички, связывающая город с севера на юг, или продление линии метро, построенные только для того, чтобы связать центр со станцией ВСМ на окраине существенно ускорят развитие города, если будут использоваться как обычный городской транспорт в промежутках между прибытиями поезда ВСМ, приводят довод авторы петиции.

«В конечном счете, казанцам надо самим решить, какую именно линию ВСМ они хотят: 1) приводящую непосредственно в основную часть города, но с потерей в ходе строительства больших участков леса в лесопарке Лебяжье и не привносящей в транспортную инфраструктуру самого города никаких улучшений 2) станцию за пределами города, продление до нее скоростных городских систем общественного транспорта за счет инвестора ВСМ, и, как следствие, чуть менее быстрый способ добраться при помощи ВСМ до основной части города», - говорится в обращении.

Напомним, беспокойство собственников домов и участков в Зеленодольском районе РТ по поводу пролегания маршрута скоростной магистрали достигло пика в прошлом, 2014 году. Тогда, в течение нескольких месяцев в Казани прошла волна митингов жителей поселков, вблизи которых могла бы пролегать ВСМ.

Активисты инициативных групп рассказали о встречах с министром транспорта республики Ленаром Сафиным. Его ведомство, по их информации, выйдет с инициативой изъятия земель, но не у 5 тысяч человек, а только у «10-12 частников».

По их словам, один из многочисленных проектов трассировки намечен через жилые массивы поселков Юдино, Займище, Красная горка, СП Октябрьское и девяти садоводческих товариществ на берегу Волги. В зону прохождения трассы попадут действующая мечеть, церковь и кладбище, заявляли активисты. Под снос могут попасть 4,5 тысячи домов индивидуальной застройки и около тысячи домов поблизости защитного барьера магистрали.

Прояснить ситуацию и успокоить жителей могли бы общественные слушания, к которым и призывает руководство республики вышеупомянутая петиция общественников.

 

Алена Мартынец

фото: kazanfirst.ru

 

Похожие новости

Последние новости