По данным Ростехнадзора, на территории Татарстана в данный момент работают 8 тысяч подъемных сооружений. Насколько безопасны эти устройства, обсудили на встрече со СМИ специалисты: начальник Казанского территориального отдела Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и замдиректора специализированной организации по сервису подъемных сооружений ООО «ЛУН-М», доцент КНИТУ-КАИ Анатолий Сытник.
Кран относится к категории опасных объектов, а потому его проверка для получения разрешения на эксплуатацию проводится комиссией, рассказали эксперты. При этом после изменения законодательства сотрудники надзорного органа не проводят постоянных плановых проверок, а действуют только на основании обращений граждан и самих владельцев кранов, сообщает ИА «Татар-информ». С начала этого года за различные нарушения уже четыре крана получили временный запрет на эксплуатацию.
«При подготовке документов к комиссионной проверке организации зачастую не предъявляют руководство по эксплуатации подъемного сооружения. При этом организации сообщают, что либо потеряли документацию, либо вовсе ее не имеют. Кроме того, должны быть акты выполнения монтажных работ, акты приемки монтажного участка, и контроль качества монтажа должен быть подтвержден актом. Нормативный срок службы подъемного сооружения 20 лет – если проверку пытается пройти устройству свыше этого срока, то оно подлежит экспертизе», – отметил Николай Григорьев.
Анатолий Сытник пояснил, что любое подъемное сооружение представляет из себя не просто огромную металлическую конструкцию, но еще и технологически-сложный агрегат, буквально «напичканный» всевозможными датчиками и компьютерами.
«Контролируются такие параметры, как масса груза, его положение, сила ветра и другие, необходимые для того, чтобы кран работал в безопасной для себя зоне. Кроме того, датчики отслеживают ту территорию, на которой кран работает, чтобы не было контакта со строящимся или построенным объектом, чтобы кран не работал над теми зонами, где проходит дорога или ходят пешеходы», – отметил Анатолий Сытник.
Между тем, случаи падения кранов регистрируются каждый год. Одно из самых недавних произошло в июне: во время строительных работ в ЖК «ХХI век» на пр. Камалеева башенный кран рухнул на частично заселенную соседнюю многоэтажку.
Как рассказал Николай Григорьев, по распоряжению Приволжского управления Ростехнадзора организованна комиссия по расследованию данной аварии. «Комиссия свою работу еще не закончила, поэтому какие-либо выводы делать пока рано. Работа в этом направлении ведется», - пояснил эксперт.
Отвечая на вопрос журналистов, что должен сделать машинист, чтобы спасти кран в подобной ситуации, Анатолий Сытник отметил: «Если это неожиданный порыв ветра, то здесь мало что сделаешь. Но опыт показывает, что любому сильному порыву предшествует несколько слабых и все эти порывы отслеживаются. И наверняка крановщику они были видны, если они были».
Специалисты разъяснили алгоритм возможных действий машиниста, которые он должен предпринять, если возникает усиление порывов ветра.
«У любого крана, во-первых, есть тормоза, и когда он проводит работу, то ставит кран на тормоз, - пояснил Николай Григорьев. - Также есть специальные захватывающие устройства: когда начинается сильный ветер, машинист может спуститься или дать команду, чтобы кран поставили на захват – к колесам прикрепили дополнительные колеса. Это позволяет избежать падения, если время позволяет это сделать. Но, как правило, внезапно это не происходит. Кроме того, тот кран, который упал, был рассчитан на работу при скорости ветра до 15 метров в секунду. А что там действительно было – решит комиссия. А так – кран спасти возможно».